Похоже, что Китай уже в ближайшее время может объединить усилия с Россией в разработке атомных ледоколов. Хотя эти суда были бы полезны для Пекина сами по себе, их главное преимущество заключается в том, что они помогли бы Китаю усовершенствовать технологию, которая позволит в будущем создать авианосец с атомной силовой установкой.
«Китай обладает мощным потенциалом в области военного кораблестроения, но он все еще весьма слаб в области миниатюризации атомных двигателей. Поэтому, нам есть чему поучиться у России», – сказал пекинский военный эксперт Чжоу Чэньмин.
Китайский военно-морской флот уже располагает атомными подводными лодками. Но реакторы этих субмарин не годятся для таких крупных надводных кораблей как авианосцы. Как отметил Чжоу, Франция четверть века назад прочно усвоила этот урок.
В попытке сократить расходы на разработку первого и единственного французского атомного авианосца «Шарль де Голль» конструкторы использовали в качестве основной двигательной установки два водо-водяных реактора с подводных лодок К15 «Триумфан». Однако, эта идея не сработала. Огромный размер судна и недостаточная мощность двигателей привели к тому, что корабль получил печальный титул самого медленного авианосца в мире, с максимальной скоростью 27 узлов, или 50 километров в час. Эксперты утверждают, что авианосцы должны быть способны развивать скорость не менее 30 узлов (около 56 км/ч), чтобы создать встречный поток воздуха, необходимый для успешного запуска палубной авиации.
«Боеспособность авианосца «Шарль Де Голль» крайне ограничена из-за недостаточной скорости, – сказал Чжоу. – И это стало крайне болезненным уроком для французов».
Однако, вернемся к проекту ледокола. В июне 2018 года российское правительство пригласило китайскую государственную атомную корпорацию CNNC к участию в проекте разработки и строительства атомного ледокола. Новый корабль длиной около 150 метров будет работать на модульных реакторах.
Сотрудничество с Россией в этом проекте ледокола может принести Китаю огромную пользу, поскольку он Пекин давно нацелен на создание своего четвертого авианосца, который должен быть оснащен атомной силовой установкой. Военно-морской эксперт Ли Цзе сказал в интервью гонконгской газете South China Morning Post, что как авианосцам, так и ледоколам жизненно необходимо большое количество энергии. «Особенности конструкции ледокола, позволяющие ему резать толстый лед, требуют мощной силовой установки», – пояснил Ли.
В советские времена Россия также шла по этому пути развития. В пятидесятые годы бывший Советский Союз начал использовать ледоколы как экспериментальные платформы для разработки ядерных реакторов, которые могли бы найти применение в силовой установке авианосца».
«К тому времени, когда он был готов начать строительство своего первого атомного авианосца «Ульяновск», в 1988 году Советский Союз уже обладал пятью действующими атомными ледоколами. К сожалению, авианосец так и не был построен, поскольку СССР распался в 1991 году, за четыре года до запланированного срока его спуска на воду», – рассказывается в статье South China Morning Post.
«У России есть технологии, но не хватает денег. А у Китая, напротив, есть деньги, но нет технологий, – сказал Чжоу. – Благодаря сотрудничеству, Китай сможет на шаг приблизиться к тому дню, когда будет построен первый отечественный атомный авианосец».