Москва видит в сотрудничестве с Тегераном важное условие обеспечения национальных интересов России и укрепления стабильности на Южном Кавказе, в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Российско-иранский политический диалог в 2018 году отражал близкие позиции обеих стран по целому ряду региональных и глобальных политическим проблем, прежде всего, таких как установление многополярного мирового порядка, усиление роли Организации Объединенных Наций в международных делах, противодействие новым вызовам и угрозам сирийскому и иракскому урегулированию, а также нормализация обстановки в Афганистане.
Россия поддерживает постоянные контакты на высоком уровне с иранским руководством. Президенты Владимир Путин и Хасан Рухани встречались уже 14 раз с момента избрания последнего в 2013 году, и во многих случаях они решали важные вопросы. Министры иностранных дел России и Ирана регулярно встречаются в Москве и Тегеране, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и в кулуарах прочих международных встреч, а также общаются по телефону.
Москва исходит из понимания того, что сотрудничество с Ираном имеет большое значение для обеспечения национальных интересов России и укрепления стабильности, как в регионе, так и во всем мире. Именно поэтому на протяжении всего прошлого года она делала все от нее зависящее, чтобы защитить международное соглашение по ядерной программе Ирана, которое оказалось под угрозой после одностороннего выхода Соединенных Штатов. И в Москве, и в Тегеране существует единое мнение, согласно которому срыв СВПД (совместного всеобъемлющего плана действий) может привести к дестабилизации обстановки в регионе и во всем мире.
Решение президента США Дональда Трампа о выходе США из ядерной сделки 2015 года с Ираном ознаменовало начало новой «наступательной» фазы во внешней политике Тегерана. С одной стороны, это выразилось в растущей роли сторонников жесткой линии среди тех, кто отвечает за принятие военных и политических решений в Тегеране. С другой стороны, политика Трампа привела к тому, что умеренные политики в администрации президента и правительстве Ирана также вынуждены были перейти к более жесткой внешней политике.
В результате Иран провел ряд испытаний ракет малой и средней дальности, осуществил семь испытательных пусков ракет средней дальности, пять пусков ракет малой дальности, а также произвел пуск крылатой ракеты. По сравнению с испытанием одной ракеты малой дальности и четырех ракет средней дальности в 2017 году это стало значительной активизацией ракетной программы Тегерана.
Москва и Тегеран достигли соглашения об упрощении таможенных процедур, устранении барьеров, затрудняющих свободное движение товаров и услуг, а также о развитии коммуникаций в банковском секторе. На сегодняшний день не все проблемы между Россией и Ираном решены, но две страны движутся в направлении стратегического партнерства.
Многие проблемы по-прежнему затрудняют развитие торгово-экономического сотрудничества, а объем двусторонней торговли между двумя крупными странами, составляющий всего 2 миллиарда долларов, выглядит практически ничтожным. Наиболее заметным соглашением в экономической сфере стало решение о строительстве транспортного коридора «Север-Юг», призванного обеспечить более быструю и дешевую доставку товаров из Китая и Индии в Европу.
В соответствии с условиями меморандума о взаимопонимании по программе «нефть в обмен на товары», подписанного в 2014 году, Россия планировала закупать 5 миллионов тонн иранской нефти в год, что соответствует приблизительно 100 тысячам баррелей в сутки, и поставлять ее в другие страны. Взамен Россия должна была предоставить Исламской Республике товары на сумму 45 миллиардов долларов. Тегеран, со своей стороны, обязался тратить половину доходов от продажи нефти на российские товары и услуги, в том числе авиационное, аэродромное и железнодорожное оборудование, грузовые автомобили и автобусы, трубы и строительные услуги в Иране.
В соответствии с упомянутой программой, в ноябре 2017 года Россия начала импортировать ограниченное количество иранской нефти. Тегеран, который в тот момент освобождался от санкций, не был заинтересован в ее продаже на этих условиях. Учитывая возвращение прежних и введение новых санкций, теперь реализация соглашения 2014 года, вероятно, будет гораздо более привлекательной перспективой для Ирана.
В марте прошлого года российское и иранское министерства сельского хозяйства достигли предварительной договоренности о поставках российской пшеницы на иранский рынок. Еще одним перспективным направлением взаимовыгодного партнерства между двумя странами является военно-техническое сотрудничество. В конце декабря 2018 года российская делегация посетила Тегеран для обсуждения контрактов в этой сфере.
Кроме того, Россия и Иран осуществляют ряд масштабных энергетических проектов, включая строительство тепловой электростанции «Сирик» и электрификацию железной дороги Гармсар-Инче Бурун.
В целях политического урегулирования и окончательного восстановления мира в Сирии, три фактических гаранта мирного процесса, Россия, Турция и Иран во взаимодействии с ООН приложили совместные усилия, чтобы изменить состав конституционного комитета, которому предстоит написать новый основной закон страны. Работа комитета, в состав которого войдут 150 человек, призвана проложить путь к проведению демократических выборов под наблюдением ООН и возможному мирному процессу, который станет для миллионов беженцев стимулом к возвращению на родину.
Соглашение о формировании комитета было официально достигнуто тремя странами в Женеве, а затем соответствующие предложения были переданы специальному посланнику ООН по Сирии Стафану де Мистуре для согласования и рассмотрения в Совете Безопасности ООН. Женевское соглашение было подписано министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу, его российским коллегой Сергеем Лавровым и главой МИД Ирана Джавадом Зарифом. Сам этот факт подчеркнул, что Запад полностью уступил контроль над сирийским кризисом тройке стран-посредниц, получившей название «астанинской группы».
Сегодня нет никаких сомнений в том, что Иран, наряду с Россией и Турцией, является одним из самых влиятельных внешних игроков в Сирии. Он будет сохранять этот статус, пока продолжается война, а после ее завершения Ирану предстоит играть важную роль в мирном процессе и восстановлении экономики страны. Масштабные иранские инвестиции в Сирию позволили достичь необходимых результатов, но при этом оказались исключительно дорогостоящими. Стремление Тегерана гарантировать сохранение режима Асада постепенно привело к эскалации противоречий, и вывод в обозримом будущем иранских сил из Сирии создаст беспрецедентные угрозы не только для этой страны, но и для всего региона в целом.