Текущая неопределенность и беспокойство явно видны на финансовых рынках. Инвесторы бегут в кажущиеся безопасными активы — золото, американский доллар и казначейские облигации США. Они бегут в американские активы, хотя большая часть этой неопределенности исходит от самого Белого дома. В то же время мы видим все больше комментариев о том, имеет ли место сдвиг прочь от доллара в другие валюты.
JPMorgan недавно писали: «Мы считаем что доллар может потерять свой статус в качестве мировой доминирующей валюты (что в среднесрочной перспективе может привести к его обесцениванию) из-за структурных причин, а также циклических препятствий». Также в этом месяце губернатор Банка Англии Марк Карни утверждал, что статус доллара как гегемона подвергает мировую экономику все более возрастающему напряжению и этому должен быть положен конец.
То что доминирование доллара ставится под сомнение, в настоящий момент не вызывает удивления.
Настоящая и будущая политика США выглядят неопределенно или вообще отсутствуют. Враги и союзники выходят из-под контроля, поскольку вынуждены отслеживать новостную ленту президента США в Твиттере, чтобы понять что может назревать.
Страны вроде Китая и России занимают все более напористую позицию.
Относительное превосходство США ослабевает, и назревает все больше сомнений относительно того, сможет ли эта страна поддерживать и укреплять международную систему, которую она в значительной степени создала и сформировала.
Власть США в относительном смысле может и уменьшаться, но у них множество щупалец в самых разных проектах по всему миру.
Учитывая роль американских финансовых учреждений, органов власти и доллара в международной платежной системе SWIFT, бизнес-предприятия боятся что могут стать объектом миллиардных штрафов. Они боятся что это может произойти, едва только появятся самые незначительные доказательства, которые могут связать их со страной или компанией, ставшей объектом санкций Вашингтона. Поэтому многие страны ищут пути как стать менее зависимыми от доллара и США в целом.
Америка начала двигаться к гегемонии незадолго до конца и сразу после Второй мировой войны, когда союзные государства создали бреттон-вудскую систему. Впоследствии США удалось еще больше консолидировать финансово-экономическую, политическую и военную власть.
Время от времени делались попытки ослабить доминирующее положение доллара, которые не увенчались успехом.
Тем не менее, ситуация изменилась таким образом, что это предполагает что многие страны теперь хотят меньше зависеть от доллара. Тогда как в 2011 году Китай обладал 14% американских правительственных долговых бумаг, сейчас эта цифра упала до 7 процентов. Если смотреть с более широкой перспективы, становится ясно что долларовые резервы в накоплениях других центральных банков начали играть несколько менее заметную роль.
Около 70 процентов валютных резервов центробанков в 2000 году были деноминированы в долларах, в то время как в данный момент эта доля составляет 60 процентов. Также мы наблюдаем политические инициативы стран, которые пытаются держаться подальше от тисков финансовой системы США и доллара.
Европа хочет продолжать торговать с Ираном через т.н. систему INSTEX, поскольку обе стороны желают обойти американский санкционный режим. И все больше инициатив, направленных на обеспечение странам возможности торговать в своих внутренних валютах, и не использовать доллар — например, в контексте торговли энергией между Китаем и Россией.
Однако именно в случае торговли нефтью и другими энергоресурсами становится видно, насколько «приставучая» американская гегемония. 80 процентов мировой торговли нефтью оплачивается в долларах. Есть и другие отрезвляющие данные:
1. Доллар используется в 80-90% всех транзакций между контрагентами.
2. Доллар составляет 62 процента мировых резервов валюты, тогда как евро, находясь на втором месте, лишь 20 процентов.
3. 60 процентов мировых непогашенных долгов исчисляются в долларах.
Другой конкретный пример: Бразилия и Индия оплачивают 80 процентов своего импорта в долларах, хотя лишь небольшая часть импорта происходит из США.
История показывает, что утвердившаяся держава может сохранять определенные привилегии и источники власти очень долгое время даже после заметного глазу спада. Америка еще в 1870 году обладала большей чем Великобритания экономикой, хотя фунт оставался самой важной мировой валютой и десятки лет спустя.
Доллар в ближайшее время не будет заменен в качестве мировой резервной валюты. В то же время предупредительные меры, которые страны предпринимают для снижения своей зависимости от доллара показывают, что назревает постамериканская эра. И теперь эта тенденция усиливается, по мере того как США рассматриваются как все более непостоянный противник и непредсказуемый союзник.
Энди Лангенкамп является политическим обозревателем и старшим политическим аналитиком в ECR Research