Очерк о сдаче русским восьми американских островов на Аляске

Источник перевод для mixednews – plagioclase

 Алеутские острова

В середине 1970-х страны приняли решение о введении исключительных экономических зон (ИЭЗ) и зон ограничения рыболовства, простирающихся на 200 морских миль (370.4 км) от береговой линии. Если границы двух стран находятся в пределах 400 миль (740.8 км) друг из друга, им следует договориться о разделе морского дна согласно «морской границы». Как правило, она равноудалена от обеих береговых линий. Среди прочих стран, США имеют такую границу с Канадой, Мексикой, Кубой и Россией.

Площадь морского дна между Аляской и Сибирью огромна: сотни тысяч квадратных

миль. Граница между двумя странами проходит между островами Малый Диомид (остров Крузенштерна) — США, и Большой Диомид (остров Ратманова) — РФ, в Беринговом проливе, располагающимися на расстоянии менее 3 миль (4.2 км) друг от друга.

Государственный департамент во главе с госсекретарём Генри Киссинджером под конец президентского срока Форда — в январе 1977, в одностороннем порядке предложил Советам крайне неудачный вариант морской границы, основанный в частности на российско-американском договоре 1867 года. Данная часть границы берёт начало посередине между  островами Атту и Медным Алеутской гряды, тянется на 1000 миль в северо-восточном направлении, проходя между островами Крузенштерна и Ратманова, а затем поворачивает на север к Северному Ледовитому океану.

При этом российской стороне отходят восемь американских островов Аляски с прилагающимися к ним двумя сотнями миль морского дна. Это сдача русским не только наземных территорий, но и сотен тысяч квадратных миль морского дна. (См. заштрихованную область карты ниже.) Ни штат Аляска, ни простые американцы не получат от этого никакой выгоды. Стоимость запасов нефти, газа, рыбы и других ресурсов морского дна оценивается в миллиарды долларов. Прогнозные ресурсы нефти и газа измеряются миллиардами баррелей. Годовой объём пойманной рыбы составляет миллионы фунтов (1 фунт = 0.454 кг), что ставит Аляску на первое место по рыбной ловле среди всех штатов.

Военно-стратегическое значение обусловлено расположением, удобным для перехвата ракет, запущенных по Северной Америке из любой точки азиатского материка с помощью элементов Стратегической Оборонной Инициативы (СОИ).

В 1977 Советы с готовностью приняли предложенную морскую границу, но никаких формальных соглашений не было достигнуто до 1990. За время правления Картера, Рейгана и Буша было проведено, по крайней мере, 10 раундов секретных переговоров, в которых, благодаря усилиям Госдепа, не принимали участие ни общественность, ни Конгресс, ни штат Аляска. Если верить Госдепу, то в течение 13-ти лет Советы добивались ещё больших территорий морского дна, прилегающих к границе в Беринговом море. Они предлагали провести границу по локсодроме, т.е. прямой линии между двумя  точками на плоской карте в проекции Меркатора, а не по дуге большого круга, которая соответствует кратчайшему расстоянию между двумя точками на сфере. Локсодрома добавила бы Советам ещё 50 тысяч квадратных миль морского дна, прилегающих к тысячемильному отрезку границы. Компромиссный вариант границы был принят в 1990. Так возникли не виданные до селе «Особые Восточные Зоны» и «Особые Западные Зоны», позволяющие каждому из правительств меряться суверенитетом по обе стороны границы. Ни разу Госдеп не попытался отстоять у русских восемь американских островов и богатые ресурсами морские территории.

Восемь американских островов Аляски

Пять из восьми американских островов Аляски расположены в Северном Ледовитом океане, а три — в Беринговом море. История пяти арктических островов это история героических достижений американцев, исследовавших Арктику. Они, возможно, не были приобретены у русских в 1867, поскольку русские не открывали и не присоединяли их. Три острова в Беринговом море были получены в соответствии с соглашением 1867 года.

Остров Врангеля площадью в 3 тысячи квадратных миль является самым большим из пяти (как Род-Айленд и Делавэр вместе взятые). Первая высадка и формальное присоединение к Америке состоялось 12 августа 1881 под руководством Кэлвина Лейтона Хупера — капитана таможенного судна «Томас Корвин». Среди прочих сошедших на остров Врангеля был знаменитый исследователь Джон Мюр. Он написал о собственном «весомом вкладе… в прирост национальных владений» в своей книге «Круиз Корвина». Дальнейшее исследование острова в 1881 продолжил лейтенант военно-морского флота Роберт Берри — капитан корабля «Роджерс». Остров получил своё имя в честь барона Фердинанда Петровича Врангеля — российского мореплавателя и полярного исследователя, который, однако, не являлся первооткрывателем острова и не высаживался на нём. (Существует ещё один остров с тем же названием расположенный возле столицы штата Аляска — города Джуно).

Острова Беннета, Жаннетты и Генриетты, известные также как острова Де-Лонга, были открыты и присоединены к Америке в ходе известной экспедиции под руководством лейтенанта военно-морского флота — Джорджа Вашингтона Де-Лонга в 1879-1881, совершённой на корабле «Жаннетт». Одним из организаторов этой экспедиции был издатель газеты «New York Herald» — Джеймс Гордон Беннет, а в Военно-морском училище США в Аннаполисе в её честь установили большой монумент. Команда была награждена Почётными орденами Конгресса. Наиболее полно экспедиция описана в захватывающей книге Леонарда Гаттриджа — «В ледяном плену»(«Icebound»), издательство «Naval Institute Press». Эти три острова были названы в честь издателя газеты, его сестры Жаннетт и матери Генриетты.

Остров Геральд был присоединён к США в поздних 1800-ых, после того как его оставили британцы. Назван в честь британского судна «Геральд».

Медный остров, Сивучий Камень и Бобровый Камень, расположенные в Беринговом море, были приобретены у России в 1867. В соответствии со Статьёй 1 договора «Граница… включает в уступленную территорию все Алеутские острова, лежащие к востоку от… меридиана (193 градусов западной долготы). Данный меридиан проходит между островом Медным и островом Беринга возле западной окраины Алеутских островов.

Политическая битва вокруг соглашения о морской границе

Все 10 раундов переговоров проведённых с 1977 по 1990 проводились втайне от американской общественности, хотя установление границы между двумя сверхдержавами во время «холодной войны» является далёко не рядовым событием. Госдеп по настоящее время отказывается назвать даты переговоров, места проведения, имена участников и предъявить официальные документы.

Общественная организация «State Department Watch» (SDW) узнала о переговорах в 1984. SDW развернула общественную кампанию против передачи островов и против установления новой морской границы Госдепом под видом исполнительного соглашения, а не договора. Госдеп не информировал Сенат США в установленном законом порядке о каких-либо переговорах, итогом которых может стать договор. Договор должен рассматриваться в Сенате, а в данном случае и в Палате Представителей, т.к. затрагивает вопрос передачи правительственной собственности. Штат Аляска был проигнорирован. SDW оказала законодательным органам Аляски помощь в составлении нескольких постановлений, опротестовывающих передачу островов. Постановления в частности указывают на нарушение конституционного права штата участвовать в переговорах и в обсуждении вопросов, касающихся его территории, собственности и суверенитета. Это право было закреплено госсекретарём Даниэлем Вебстером в договоре Вебстера-Эшбертона между США и Британией от 1842 об установлении границы между штатом Мэн и территорией современной Канады.

В адрес Госдепа было направлено, по меньшей мере, 50 тысяч протестных писем от граждан. Многочисленные общенациональные и местные движения приняли протестные постановления. Законодательные органы Калифорнии поддержали Аляску. Ни одно общественное движение Америки или Аляски не поддержало соглашение о морской границе.

1 июня 1990 во время встречи Михаила Горбачёва и Джорджа Буша в Вашингтоне госсекретарём США — Бейкером III и министром иностранных дел СССР — Шеварднадзе было подписано «Соглашение о морской границе между СССР и США». Соглашение было представлено общественности в качестве предложения о договоре. По условиям соглашения восемь американских островов на Аляске переходили российской стороне.

Так же, без ведома общественности, Аляски или Конгресса, Бейкер и Шеварднадзе 1 июня 1990 подписали исполнительное соглашение, в котором указывалось, что «… до вступления соглашения в силу, оба правительства будут придерживаться его условий с 15 июня 1990». Таким образом, граница устанавливалась безо всякой ратификации предложенного договора, вне зависимости от мнения общественности, Аляски или Конгресса. То есть, Госдеп хочет обойтись исполнительным соглашением там, где по закону требуется договор.

Обман продолжился на обсуждении предложенного договора Комитетом Сената по Международным Отношениям 13 июня 1991, под председательством Джозефа Байдена Младшего, где про существование исполнительного соглашения не было упомянуто вовсе. SDW стала единственной организацией, которой было позволено выступить против предложенного договора на тех слушаниях. Наличие исполнительного соглашения не обнаружилось ни в Обращении Президента к Конгрессу, ни в отчёте Комитета, ни во время дебатов в Сенате 26 сентября 1991. Предложенный договор не ратифицировался советско-российской стороной, а, следовательно, так и не вступил в силу.

Важное отличие договора от исполнительного соглашения заключается в том, что договор юридически сильнее любого закона штата, а исполнительное соглашение не имеет преимущества над противоречащим ему законом штата. Исполнительное соглашение может быть разорвано в одностороннем порядке.

В марте 1997 российская Дума большинством голосов проголосовала за аннулирование исполнительного соглашения с тем, чтобы потребовать ещё больших рыболовных зон в Беринговом море, и таким образом отнять у американского рыболовного флота 300 миллионов фунтов рыбы. Российский президент ещё не аннулировал исполнительное соглашение. Ответом на российскую инициативу стало проведение Госдепом активных тайных переговоров с русскими по поводу этих уступок.

Политику передачи территорий в Госдепе целиком и полностью контролирует госсекретарь Колин Пауэлл. В этом ему помогает юрисконсульт Уильям Тафт IV, заместитель по европейским и евразийским вопросам — Элизабет Джонс и заместитель по научно-экологическим вопросам международного уровня и океанов — Джон Тёрнер. 20 мая 2003, в порядке предания гласности делу по передаче островов, «Бюро по Европейским и Евразийским Вопросам» разместило на сайте Госдепа «Информационный бюллетень» касающийся «Статуса острова Врангеля и других арктических островов».

SDW придерживается мнения, что Государственный Департамент занимает позицию противоречащую интересам американского народа, а сдача американских территорий Аляски и обширных, богатых ресурсами морских территорий — это новая форма неофициальной «международной помощи». Простые американцы не получают от этого никакой выгоды.

Рекомендуемые действия по исправлению ситуации

1. Конгресс должен принять закон, разрешающий изменение морских границ только по договору и только по согласованию со штатом, если изменение морской границы затрагивает его территорию, суверенитет, сферу полномочий или собственность.

2. Конгресс должен провести слушания и потребовать от Госдепа обнародования (а) всех действий, распоряжений и имён, вовлечённых в исполнительное соглашение о морской границе (b) любых действий, распоряжений и имён, вовлечённых в признание российского контроля или суверенитета над островами Врангеля, Геральда, Беннетта, Жаннетты, Генриетты, Медный, а так же Сивучьего Камня или Бобрового Камня.

3. Государственный департамент должен представить «Информационный бюллетень» о «Статусе острова Врангеля и других арктических островов» в более развёрнутом виде с тем, чтобы исправить недостатки и доказать свои утверждения.

4. Аляска должна предъявить иск федеральному правительству, чтобы настоять на своих правах.

5. Остальные штаты должны поддержать Аляску. Если позволить Госдепу раздавать территории штатов другим государствам и проводить границы между штатами и другими государствами без согласования, то под угрозой потери федерального статуса окажутся все штаты.

6. Министерство внутренних дел должно оценить ресурсы нефти, газа и других полезных ископаемых, а Министерство торговли должно оценить рыболовецкие ресурсы спорных территорий Берингова моря и Северного Ледовитого океана, чтобы не продешевить на переговорах с русскими.

7. Госдепартамент должен отказаться от исполнительного соглашения, подписанного госсекретарём Джеймсом Бейкером III. Новая морская граница должна отражать существенное усиление позиций США по сравнению с Россией за время прошедшее с 1990.

8. Сенат должен отказаться от любого голосования по предложенному договору, т.к. оно никогда ранее не было представлено ему в полном и объективном виде Госдепартаментом, а Сенат не был проинформирован о ведении переговоров в период с 1977 по 1990 и, таким образом, не мог реализовать свои конституционные обязанности в части согласования и рекомендаций.

9. Необходимо начать судебные расследования в отношении чиновников, участвовавших в передаче островов и совершивших гражданские правонарушения или уголовные преступления с точки зрения законов штата или федерального закона.


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (1 голосов, среднее: 1,00 из 5)
Loading...Loading...

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Приглашаем к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать свои силы в переводе. Пишите.
Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus



  1. ВВ:

    Американцы пишут в этом случае -WTF? И на самом деле, что бы это значило?

  2. Сергей:

    Эти острова и так наши. США пытаются показать, что мы типа получаем эти острова и, следовательно, даем им что-то взамен [сливаем Сирию]. Очередная попытка информационной войны. В последнее время что-то они зачастили с подобными высерами. Видимо, ничего другого, кроме как кидаться какашками, они уже не могут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *