США хотят, чтобы Россия перестала быть неуступчивой и поделилась своими арктическими водами с остальным миром. Соединенные Штаты намерены лишить Россию права на Северный морской путь (СМП), проходящий в ее арктических водах и исключительной экономической зоне.
Согласно сообщениям СМИ, Вашингтон считает, что СМП должен быть открыт для всего мирового сообщества, а не только для России.
«Нынешняя политическая элита США вдруг забыла о статье 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, которая гарантирует России право на северные моря (поскольку они является внутренними водами этой страны), и которая также признает право Канады на северо-западный арктический коридор», — пишет обозреватель журнала Pecat Зоран Милошевич.
Он добавил, что «американцы начали интерпретировать этот факт как российские «притязание» на то, что не принадлежит России, а свою стратегию — как« обеспечение свободной навигации в спорных морских районах».
Президент США Дональд Трамп заявил недавно, что Вашингтон хочет купить Гренландию. По словам представителя ВМС США Ричарда Спенсера, «текущая задача ВМС США заключается в наращивании мощи в Арктике путем создания новых стратегических военно-морских баз в регионе Берингова моря и расширения своего военного присутствия на Аляске».
В мае Вашингтон дал понять Канаде, что ей «следует забыть о своем праве на северо-западный арктический коридор». Он также потребовал от Китая закрыть свои арктические научно-исследовательские станции в Норвегии и Исландии и прекратить инвестиции в инфраструктуру СМП.
По словам Милошевича, «Северный морской путь важен для США как средство давления на Россию, поскольку это не только международный логистический коридор, но и внутренняя транспортная артерия».
Предполагается, что Северный морской путь, который протянулся по всем российским арктическим и дальневосточным регионам, станет основным торговым маршрутом грузоперевозок между Европой и Азией.
Президент России Владимир Путин заявил, что этот маршрут станет «ключом к развитию российских арктических регионов Дальнего Востока». По словам Путина, цель состоит в том, чтобы сделать его «действительно глобальной конкурентоспособной транспортной артерией» и значительно увеличить грузопоток до 80 миллионов тонн в год. Суда будут в основном перевозить сжиженный природный газ (СПГ), нефть и уголь.
Использование арктического маршрута из Юго-Восточной Азии в Европу сокращает время транспортировки грузов вдвое по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы. В советское время он использовался в основном для поставок грузов в отдаленные населенные пункты в Арктике.
В 1991 году Северный морской путь был открыт для международных перевозок, хотя в официальных российских документах он определяется как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация».
В прошлом году Путин заявил, что суда под российским флагом могут получить эксклюзивные права на транспортировку нефти и газа по этому маршруту – предполагается, что эта мера станет стимулом для развития отечественного судостроения.