Сможет ли Израиль отстоять свои интересы перед новым ближневосточным «шерифом», Россией?

Разворачивающиеся в последнее время на Ближнем Востоке геополитические события, такие как отказ Соединенных Штатов от поддержки курдов, заполнение образовавшегося вакуума силы российскими войсками, а также политика Трампа «America First» (Америка прежде всего), ставят вопрос о том, что может произойти, когда Израиль в следующий раз встанет на пути экономических интересов России. Дело в том, что если Израиль снова столкнется с иранской угрозой, ему не к кому будет обратиться за помощью, кроме Москвы.

Два события, произошедшие на прошлой неделе, лишь усиливают актуальность решения этой проблемы. Во-первых, речь идет об объяснении президентом США Дональдом Трампом причин своего решения направить 2800 американских военнослужащих в Саудовскую Аравию, несмотря на его прежние клятвы вернуть войска домой. «Ну, саудиты платят нам за это», – сказал он. А вторым событием стал визит президента России Владимира Путина в Эр-Рияд и его встреча с наследным принцем Мухаммедом бен Салманом.

Путин – новый король Ближнего Востока. Хотя мотивы его присутствия здесь носят идеологический и стратегический характер, у российского лидера имеются, в том числе, и экономические цели: он хочет продавать оружие и ядерные  реакторы, а также участвовать в регулировании глобальной нефтяной и газовой индустрии для защиты российских интересов. Именно поэтому он стал одним из ведущих игроков ближневосточной политики.

Итак, вопрос состоит в следующем: чего Путин хочет от Израиля и может ли он получить это?

Угроза перехода израильских активов под контроль иностранных компаний не является проблемой контроля как такового. Точно так же, как китайская компания, которой принадлежит Tnuva, крупнейший израильский производитель молочной продукции, не собирается вывезти всех коров из страны, русские не смогут набивать себе карманы прибылью от продажи израильского газа.

Риск заключается в том, что они смогут использовать подконтрольные им активы для шпионажа или подрыва общественного устройства, в частности стандартов управления.

«Русские ведут политическую подрывную деятельность во всем мире. Они считают это своим законным правом, и Израиль не является исключением, – заявляет один высокопоставленный израильский чиновник, пожелавший сохранить свое имя в тайне. – Они предпочитают иметь дело с лидерами и иерархическими системами без участия институтов, которые уравновешивают и сдерживают власть. Тем самым они бросают вызов демократическим структурам везде, где возникает их присутствие, вмешиваются в выборы и создают экономическое давление, используя для этого инвестиции подконтрольных Кремлю олигархов».

Вторая цель – хищение интеллектуальной собственности, и это представляет собой источник особого риска для Израиля. «Русские признают превосходство израильских технологий и рассматривают нас как высокоразвитую державу в области исследований и  разработок. Они крадут у нас все, что только могут, и не только они», – говорят бывшие израильские чиновники.

Как бы то ни было, мы должны быть крайне осторожны. Необходимо избежать разрастания истерического ксенофобского дискурса. Другими словами, важно действовать взвешенно и продуманно, помня при этом, что на Ближнем Востоке стремления и возможности далеко не всегда совпадают.

«Россияне вынуждены действовать в условиях жестких западных санкций, введенных в наказание за вмешательство в украинский кризис, – отмечает бывший посол Израиля в России и на Украине Цви Маген, эксперт Института исследований в области национальной безопасности. – Они хотели поднять статус России, но пока не достигли от своей цели. Москва хочет получить экономические преимущества за счет своих успехов в Сирии, но пока ей не удалось добиться ничего существенного. Никто у них почти ничего не покупает, не считая отдельных сделок по продаже оружия или ядерных реакторов».

«В конце концов, они застряли в сирийском болоте, между четырьмя региональными державами, которые не дают им ничего кроме головной боли, – говорит Маген. – Иранцы не хотят подчиняться, саудиты постоянно демонстрируют нелояльность, турки явно выходят из-под контроля, а тут еще и Израиль со своими особыми интересами».

Более трети российского ВВП приходится на доходы от экспорта природных ресурсов. На сегодняшний день русские не вовлечены в израильскую экономику, они не участвуют ни в инфраструктурных проектах, ни в разработках в области высоких технологий. «Они являются относительно маргинальными игроками по сравнению с китайцами или американцами», – сказал доктор Авиноам Идан из Центра  геостратегических исследований Хайфского университета.

«Русские относятся к Израилю с уважением. У них преувеличенное представление о еврейском влиянии в мире, и они воспринимают еврейские общины как структуры, обладающие значительной космополитической властью», – полагает Узи Арад, бывший председатель Совета национальной безопасности Израиля.

В любом случае, утверждает он, Россия заинтересована в Иране больше, чем в Израиле. «В случае столкновения, они встанут на сторону Ирана и Сирии, потому что в конечном итоге их интересы в основном связаны с этими странами, с которыми заключены многочисленные масштабные сделки в области энергетики и экспорта вооружений».

Аналитики называют три способа, с помощью которых Израиль сможет справиться с вызовами со стороны России и других иностранных держав.

  1. Создание официального регулирующего органа в сфере иностранных инвестиций, а также механизма официальной экспертизы и одобрения деловых предложений, вместо нынешнего подхода на индивидуальной основе, характеризующегося формальными критериями. В теперешней ситуации, когда Америка ведет торговые войны, китайцы активно вкладывают деньги в Израиль, а русские закрепились в соседней Сирии, Израиль должен упорядочить процесс сотрудничества, чтобы предотвратить проникновение коррупции. Предложения относительно создания такого государственного органа уже давно находятся на рассмотрении, и пришла пора их осуществить.
  2. Установление ограничений на международное участие в приватизации израильских активов и предоставление концессий иностранным компаниям, таких как недавняя продажа электростанций, принадлежащих объединенной электроэнергетической компании Israel Electric Corporation, а также тендеры на проекты в области строительства скоростных железных дорог и опреснения воды.
  3. Наконец, Израиль должен отучиться от ежегодной американской помощи в объеме 4 миллиардов долларов, прежде чем Вашингтон предпримет собственные меры. Необходимо подготовить оборонную промышленность к потере американских контрактов и к возможности прямой конкуренции с американскими компаниями на мировых рынках.

Добавить комментарий