Большинству людей, заставших холодную войну и нынешние еще более ледяные американо-российские отношения, возможно, кажется, что Россия и Америка всегда были заклятыми врагами. И действительно, когда в 1991 году распался Советский Союз, Америка праздновала победу и не пыталась скрывать свое торжество. Когда Владимир Путин решил повернуть историю вспять и снова сделать Россию великой державой, он способствовал разжиганию в стране антиамериканской истерии и с негодованием говорил об американском экспансионизме. В свою очередь, Дональд Трамп, который считает, что Америка в последнее время была слишком доверчивой и бросалась на помощь всем без разбора, фактически согласился с критикой Путина, поклявшись поставить узкие национальные интересы Америки превыше всего.
Рассказывая о грандиозных гуманитарных усилиях Америки, которые позволили сто лет назад спасти миллионы жизней в зарождавшемся советском государстве, книга «Русская работа» Дугласа Смита опровергает современную мифологию обеих стран и извращенную историю их лидеров. И без того разрушенная в результате нескольких войн и революций в 1920-22 годах Россия пережила обширные и жестокие засухи и столкнулась с массовым голодом, одним из самых страшных в истории Европы.
Прекрасно осознавая, что пища для народа означает сохранение власти, Владимир Ленин отказался тогда от военного коммунизма в пользу так называемой новой экономической политики. Он заменил продразверстку (реквизицию хлеба и другой сельскохозяйственной продукции у крестьян) продовольственным налогом и пошел на некоторые уступки капитализму. Но было уже слишком поздно, и к концу 1921 года Поволжье, огромная территория вдоль русла Волги, была охвачена голодом и поражена каннибализмом.
Придя к власти благодаря своим обещаниям хлеба и мира, большевики столкнулись с угрозой, что советская власть будет просто сметена голодным народом. Лидеры пролетарской революции, не видевшие иной возможности прокормить свою страну, обратились тогда за помощью к Западу. Максим Горький, большевистский писатель, с таким жаром клеймивший в своих статьях американский капитализм, призвал «всех честных людей Европы и Америки» помочь России, «дать хлеб и лекарства».
Этот призыв нашел отклик у Герберта Гувера, основателя неправительственной благотворительной организации «Американская администрация помощи (ARA). Будущий президент Соединенных Штатов ответил на него не из сочувствия к «убийственной тирании» большевистского режима, а из веры в великую миссию Америки – и ее способность – сделать мир лучше. Если дети голодают, Америка должна облегчить их страдания. «Мы должны делать четкое различие между русским народом и группой людей, которая захватила власть в стране», – завил Гувер.
Американцы настаивали на полной независимости, требовали права действовать автономно, и это не могло не вызывать подозрений у Советского правительства, равно как и их обещание оказывать помощь без учета «расы, вероисповедания и социального статуса». Ведь режим ликвидировал целые классы граждан и национализировал не только частную собственность, но и саму человеческую жизнь. Тем не менее, будучи поставленными перед выбором, потерять лицо или потерять власть, большевики приняли условия ARA, хотя за ее деятельностью бдительно наблюдала секретная полиция (ВЧК, а затем ГПУ).
Впрочем, политическая история не является главной темой книги Дугласа Смита. В основном, она представляет собой реконструкцию жизней тех людей из «Американской администрации помощи», многие из которых были в прошлом военными, и которым довелось в течение двух с половиной лет фактически исполнять функции гражданского правительства в России, обеспечивая продовольствием около 10 миллионов человек. В Поволжье, где голод достиг такой катастрофической остроты, что люди варили и ели человеческое мясо, ARA организовывала полевые кухни, распределяла продукты и восстанавливала больницы.
Страдания, с которыми они столкнулись в России, постоянно держали американцев на грани нервного срыва и отчаяния, но в то же время наполняли их работу великим смыслом. «Только принося людям пользу можно быть по-настоящему счастливым», – писал один из сотрудников ARA. «Помощь, оказанная Америкой и американцами, никогда не может быть забыта, и историю их славного подвига деды будут рассказывать своим внукам», – говорили им благодарные русские.
Однако, двуличие и паранойя советского правительства на каждом шагу преследовали деятельность ARA до последнего дня. В то время как публично лидеры большевиков осыпали американцев словами благодарности и признательности, тайная полиция инструктировала местных чиновников: «Ни при каких обстоятельствах не должно быть никаких массовых демонстраций или выражения благодарности от имени народа». И едва операция по оказанию помощи была завершена, как власти начали старательно стирать всякую память о помощи Америки.
В издании Большой советской энциклопедии 1950 года издания организация ARA описывалась как фронт «для шпионской и подрывной деятельности, а также поддержки контрреволюционных элементов». В современных российских учебниках истории этот эпизод вообще практически не упоминается. Но эту историю именно сейчас нужно напомнить не только России, но и Америке, которая в XX веке приобрела значительную часть мирового авторитета и величия за счет своих истинных ценностей, а не военной мощи. Как сказал Горький Гуверу: «Щедрость американского народа воскрешает мечту о братстве между людьми в нынешнее жестокое время, когда человечество особенно нуждается в милосердии и сострадании».