США силой вламываются в ливийский расклад. Но на пути стоит Россия

Ливия стала третьим театром после Украины и Сирии, где Вашингтон сцепился с Москвой в прокси-войне в стиле времен холодной войны. На самом деле, ливийский расклад не обязательно подразумевает противостояние США и России, поскольку разрозненные внешние силы в регионе в большой степени следуют собственным интересам. Италия, Турция и Катар поддерживают Правительство национального согласия (GNA) в Триполи (также поддерживаемое Германией и ООН), в то время как Франция, Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия и Россия поддерживают Ливийскую национальную армию (LNA).

Борьба против террористических группировок является общей для всех декларируемой целью, но у всех есть также и скрытые мотивы — ливийские нефть и газ (Франция, Италия, Турция и Россия); политический ислам (Турция, Катар, Египет, ОАЭ); Военные операции Франции в пяти странах Сахеля (Мавритания, Мали, Нигер, Буркина-Фасо и Чад), которые могут закончиться только после стабилизации Ливии; проблема миграции; и геополитические интересы (Франция, Италия, Россия и Турция).

Хотя Хафтар был «активом» ЦРУ на протяжении более трех десятилетий, Вашингтон в основном поддерживал с ним неафишируемые контакты, кажется, предпочитая наблюдать за борьбой между GNA и LNA со стороны. В Ливии политика США непоследовательна: президент Трамп, похоже, считает Хафтара фактором стабильности, тогда как официальный Вашингтон выступает за политическое урегулирование в Ливии при посредничестве ООН, хотя учитывая раздробленность страны это легче сказать, чем сделать.

Москва также ранее предпочитала занимать заднее пассажирское сиденье, но в последние месяцы Кремль начал оценивать перспективы Хафтара положительно. Москва (как и Каир) рассчитывает на хорошую репутацию Хафтара в борьбе с террористическими группировками.

Военная поддержка русских оказала критически важную помощь военной кампании Хафтара, в последнее время добившейся значительных успехов. Хафтар контролирует что-то около 80% Ливии, тогда как правительство — только Триполи и округу столицы.

Едва ли стоит винить русских и их военную роль в стабилизации Ливии, поскольку это вмешательство НАТО в 2011 году вызвало хаос и такие огромные разрушения в стране. В Ливии у Вашингтона шаткие моральные основания.

Фоном для всего этого является борьба великих держав за Африку с ее огромными неиспользованными ресурсами. Растущее присутствие на континенте России и Китая дает африканским правительствам пространство для маневра в переговорах с западными странами. Ярким признаком изменившихся времен стали первые в истории многонациональные военно-морские учения, проведенные исключительно с Россией и Китаем.

Ливия — идеальные ворота для проникновения НАТО на африканский континент. Но сговорчивое правительство в Триполи может дать российскому флоту доступ к восточным портам страны на Средиземном море — Сирте и Бенгази. Если Россия сможет разместиться в Ливии (как в Сирии), то это скажется на присутствии НАТО в Средиземном море. Россия и Ливия также имеют тесные политические, военные и экономические связи еще с советских времен.

Россия традиционно присутствовала на рынке вооружений Ливии, и во времена СССР в стране была развернуты советские войска. Сегодняшняя Ливия является лакомым куском для Москвы в смысле инфраструктуры (авто- и железные дороги, города). В 2011 году после организованной НАТО смены режима Россия много потеряла в Ливии. При Каддафи она инвестировала в Ливию миллиарды долларов.

Еще неизвестно, насколько далеко зайдет тактика давления США на Хафтара с целью ослабления его связей с Россией. Россия, Франция и Египет находятся на одной стороне, помогая Хафтару оружием. Также эти три страны имеют друг с другом связи. Например, военно-политические отношения у Москвы с Каиром углубляются, а Франция отходит от политики США в отношении России. Вашингтону будет сложно изолировать Россию от Ливии. Остается неясным, какую позицию занимает сам Хафтар.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий