В наши дни, когда речь идет о большей части вооружений и военной техники, покупать российское – это значит получить что-то почти столь же совершенное, как западный аналог, но гораздо дешевле. Впрочем, эта закономерность неприменима к системам противовоздушной обороны. Если вам требуется поразить воздушную цель, у русских имеется огромный арсенал самых мощных и точных ракет в мире. По иронии судьбы, Соединенные Штаты многое сделали для того, чтобы это произошло.
В 1945 году Советский Союз вышел победителем из Второй мировой войны, но страна была разрушена и полностью обессилена. В результате многолетнего кровавого конфликта, охватившего третью часть территории СССР, погибли 27 миллионов советских граждан. И все же, почти сразу после победы, Москва оказалась лицом к лицу с новым противником, который был еще сильнее, чем нацистская Германия.
Советы могли поставить под ружье крупнейшую на тот момент сухопутную армию в Европе, но американцы располагали самым большим в истории воздушным флотом. И это был тот самый воздушный флот, который на протяжении нескольких лет практиковал и совершенствовал искусство террористических бомбардировок городов, продемонстрировав свою боевую мощь и опыт в небе над Токио и Дрезденом. Хуже того, теперь у Соединенных Штатов были атомные бомбы. Чтобы создать подобное оружие, да еще в сопоставимых количествах, Советам потребовались бы годы.
Московские военные стратеги всегда уделяли большое внимание противовоздушной обороне, но с этого момента их усилия многократно увеличились. После создания самостоятельного рода войск в 1949 году, к 1954 силы ПВО были признаны равными сухопутным, военно-морским и военно-воздушным силам Советской Армии.
В американской военной терминологии «противовоздушная оборона» является синонимом артиллерии противовоздушной обороны, однако, в Советской Армии силы ПВО включали также тысячи специально разработанных самолетов-перехватчиков, созданных для полетов на высоких скоростях и быстрого набора высоты. Советы не просто многократно увеличили численность войск ПВО, они лихорадочно вкладывали силы и средства в их техническое оснащение и совершенствование.
Надо сказать, что у Москвы были для этого все основания. Соединенные Штаты постоянно нарушали советское воздушное пространство, направляя свои самолеты через всю территорию страны.
Советы никогда не делали ничего подобного в небе над материковой частью США, несмотря на то, что американские самолеты-разведчики, нередко залетавшие в их небо, представляли державу, на счету которой было самое большое в истории число жертв. Американские бомбардировщики уничтожили, вероятно, около 2 миллионов человек в Северной Корее, а затем та же участь постигла сотни тысяч вьетнамцев – и это без учета ядерных бомб, которые, как понимали в Кремле, наверняка будут использованы в случае войны против такого противника как Советский Союз.
Советы прекрасно понимали, в чем состояла цель американских разведывательных полетов: это одновременно была проверка их реакции и сбор данных о целях для возможной будущей войны. Соединенные Штаты отводили этим полетам столь важную роль, что даже спроектировали и построили специальные самолеты-шпионы U-2 и SR-71.
Самолет-разведчик U-2 представлял собой серьезную проблему для советских средств ПВО, но в конечном итоге она была успешно решена. SR-71 оказался более крепким орешком, но это была очень дорогая и непрактичная машина, поэтому SR-71 редко посылали с такими же миссиями, как более дешевого предшественника.
Это была стремительная технологическая гонка, и красные с каждым годом наверстывали упущенное. Если в Корее артиллерия противовоздушной обороны, предоставленная Советским Союзом, была практически бессильна против бомбовых ударов американских B-29, превративших север страны в пепел, то когда разразилась вьетнамская война, развернутые по всей стране советские системы ПВО нанесли весьма болезненный урон флоту американских бомбардировщиков. Во Вьетнаме Соединенные Штаты потеряли 3500 самолетов, и прежде всего из-за советского наземного оружия.
Сегодня воздушная разведка давно уступила место шпионажу с использованием космических спутников, и если ядерные боеприпасы однажды будут пущены в ход, доставлять их будут межконтинентальные баллистические ракеты, против которых нет даже теоретической защиты.
Несмотря на это, давнее наследие соперничества и гонки между огромным военно-воздушным потенциалом Америки и советскими силами противовоздушной обороны до сих пор продолжается. Это проявляется в том огромном внимании и ресурсах, которые российское командование по сей день направляет на развитие зенитно-ракетных вооружений, а также в том уровне совершенства, которого они смогли достичь.