Колумнист DW: Евросоюз должен остановить сближение Китая и России

Европейский Союз должен искать компромисс, чтобы предотвратить дальнейшее сближение между Китаем и Россией. Без Москвы Брюсселю не выжить в глобальной схватке за власть, утверждает Фрэнк Сирен, автор специальной колонки о Китае в издании Deutsche Welle, уже 25 лет живущий в Китае

На прошлой неделе состоялась торжественная церемония открытия газопровода протяженностью 3200 километров между Россией и Китаем. Президент России Владимир Путин заявил, что прокладка «Силы Сибири» является историческим событием. Впрочем, по всей видимости, оно было недостаточно важным, чтобы он и его китайский коллега Си Цзиньпин отправились в далекое путешествие по Восточной Сибири. Вместо этого они следили за событием по телевизионному каналу связи. Путин сказал, что этот проект выводит сотрудничество между двумя странами в энергетической сфере на совершенно новый уровень.

И это не преувеличение. Трубопровод, соединяющий сибирские газовые месторождения с Шанхаем, является крупнейшим энергетическим проектом в России со времен распада Советского Союза, а учитывая стоимость (55 миллиардов долларов), он представляет собой самый дорогой российский трубопровод в истории. Первая часть газопровода, протяженностью 2157 километров, которая ведет к границе с Китаем, в настоящее время уже введена в эксплуатацию. Остальные участки должны вступить в строй к 2022 году. Согласно подписанным двусторонним соглашениям, ежегодно по этому трубопроводу из России в Китай будет поступать 38 миллиардов кубометров природного газа, в течение 30 лет начиная с 2025 года, когда «Сила Сибири» выйдет на полную мощность. Это составляет 9,5 процента нынешних потребностей китайской экономики.

На данный момент лишь Германия покупает больше российского газа, чем Китай. Но как долго сохранится это положение? Москва и Пекин уже обсуждают прокладку нового трубопровода, который пройдет из Западной Сибири в Китай через Алтайский край, а его пропускная мощность составит до 30 миллиардов кубических метров в год.

Стратегия Путина абсолютно прозрачна и ясна: он всеми средствами стремится ослабить зависимость России от европейских стран, которые ввели карательные санкции против России после аннексии Крыма в 2014 году.

В этой ситуации Пекин оказался счастливым бенефициаром конфликта между Россией и Западом, хотя нередко в России и Китае можно услышать заявления о «взаимовыгодном сотрудничестве».

Сегодня Китай является крупнейшим в мире потребителем энергии. Таким образом, российские поставки как нельзя более своевременны, причем это касается не только природного газа, но и нефти, а также других ископаемых видов топлива. В последние годы две страны стали более тесно сотрудничать и в других областях. Путин недавно объявил, что к 2024 году планируется довести объем двусторонней торговли до 182 миллиардов долларов. В 2018 году этот показатель впервые превысил психологическую отметку в 100 миллиардов.

Эта тенденция едва ли изменится до тех пор, пока Россия будет страдать от западных санкций, а Китай – от импортных тарифов, введенных Соединенными Штатами в рамках торговой войны Трампа. Руководство обеих стран прекрасно осознает жизненную важность ослабления зависимости от Запада. Именно эта общая заинтересованность сближает их, несмотря на многочисленные различия и противоречия.

Недавно в кулуарах встречи двух президентов, Россия и Китай подписали соглашение о сотрудничестве в сфере телекоммуникаций. Китайский телекоммуникационный гигант Huawei будет участвовать в развитии сети мобильной связи 5G в России. Символизм этого соглашения не ускользнул от внимания Запада, как и символизм открытия нового трубопровода. Россия обладает достаточной политической смелостью и достаточной военной мощью, чтобы бросить вызов и США и Европейскому Союзу на мировой арене, например, в Сирии, вместе с вышедшим из-под контроля членом НАТО, Турцией, которая в настоящее время также почувствовала себя достаточно смелой, чтобы бросить вызов Брюсселю и Вашингтону, благодаря, разумеется, поддержке Путина.

Китай, со своей стороны, один за другим создает альянсы с недовольными странами ЕС, привлекая их к сотрудничеству в рамках своего инфраструктурного мега-проекта «Один пояс, один путь».

Более глубокий анализ позволяет прийти к выводу о том, что Пекин и Москва, похоже, действуют независимо друг от друга столь же активно, сколько и в тандеме. И для этого имеются все основания.

Некоторые россияне опасаются, что Китай, обладающий значительно большей экономической мощью и эффективностью, постепенно захватит их страну. Иногда подобные антикитайские настроения даже поднимаются на поверхность общественной жизни. Так, недавно имели место акции протеста против строительства китайского завода по производству бутилированной воды вблизи озера Байкал. По словам активистов, этот завод может нанести ущерб уникальной экосистеме. Некоторые китайские инвесторы, в свою очередь, обеспокоены тем, что их проекты погрязнут в болоте российской  коррупции и неэффективности.

В настоящее время Китай обладает важным преимуществом. Он является крупнейшей экономикой мира при подсчете ВВП на основе паритета покупательной способности, в то время как Россия занимает в этом списке лишь шестое место. Кроме того, Москва сегодня нуждается в доходах от продажи газа даже больше, чем Пекин нуждается в самом газе.

Следует принять во внимание, что до заключения газовой сделки в 2014 году Пекин долгие годы вел безуспешные переговоры с российской корпорацией «Газпром». Тот факт, что соглашение было достигнуто в том же году, когда произошла аннексия Крыма, вовсе не является случайным совпадением. Китаю удалось преодолеть сопротивление, поскольку Россия ожидала и опасалась введения более жестких западных санкций. Сейчас примерно 20 процентов российского импорта приходится на Китай. Для сравнения, в германском импорте доля Китая составляет лишь 12 процентов.

В том, что касается развития отношений с Китаем и Россией, Брюссель оказался в тупиковом положении. Евросоюз понес существенный экономический ущерб от санкций, наложенных на Россию, не приобретя ровным счетом никакой политической выгоды. Запад ошибается, если считает, что может с помощью подобных карательных мер заставить Москву изменить свою внешнюю политику. Особенно, если столь мощный игрок как Китай готов заполнить образовавшийся вакуум.

Европейский Союз должен посмотреть в глаза реальности: Россия важна для Европы. Президент Франции Эммануэль Макрон недавно открыто признал этот факт, призвав к компромиссу с Москвой и переосмыслению отношений между ЕС и Россией.

«Европа и впредь будет оставаться полем стратегического сражения между Соединенными Штатами и Россией», – заявил он в своей речи в конце августа. Он мог бы также добавить фразу о сражении между Китаем, который становится все более мощным, и США, которые становятся все менее надежным партнером для Европы.

Другими словами, чтобы сохранить баланс сил, европейские страны должны предотвратить дальнейшее сближение России и Китая. Разумеется, они могли бы говорить об этом гораздо более откровенно, если бы Путин не чувствовал себя отвергнутым европейской «семьей».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий