Всеобщие выборы в Британии, прошедшие неделю назад, показали, что усилия большинства крупных СМИ страны, по большей части принадлежащих нескольким миллиардерам, увенчались успехом. Все они посвятили последние месяцы усердному копанию в грязном белье Джереми Корбина, чтобы любой ценой предотвратить победу лейбористской партии.
Когда в конце ноября Корбин выпустил манифест лейбористской партии, он пообещал провести официальное расследование в отношении наследия Британской Империи «чтобы лучше понять нашу роль в массовых актах насилия и создании атмосферы полного отсутствия безопасности в регионах, которые находились под британским колониальным правлением». Кроме того, он заявил о намерении создать специальную организацию, призванную «обеспечить, чтобы историческая несправедливость, колониализм и роль Британской империи в угнетении других народов нашли свое место в национальных учебных программах по истории».
Безусловного одобрения заслуживает идея рассказать, наконец, населению, всю правду о неприятных страницах собственной истории, а в случае с Великобританией – показать, что некоторые из нынешних геополитических кризисов стали результатом действий ее правящего класса в прошлом. Действий, которые характеризовались крайней недальновидностью, граничащей с безрассудством, и беспрецедентной алчностью.
Безусловно, было бы целесообразно рассказать гражданам Великобритании о тактике «разделяй и властвуй», которую Британская империя широко применяла на индийском субконтиненте и в Африке, о целенаправленном разжигании антагонизма между индуистами и мусульманами в Индии и о влиянии соглашения Сайкса-Пико на создание основ той нестабильности на Ближнем Востоке, которая продолжается до наших дней. Это могло бы помочь обществу осознать, сколь сильно прежние ошибки и преступления отражаются на нынешних реалиях. Возможно, это заставило бы людей более активно требовать от современных политиков, чтобы ошибки прошлого не повторялись. Как говорил американский философ испанского происхождения Джордж Сантьяна: «Те, кто не хочет помнить свое прошлое, обречены бесконечно повторять его».
Некоторые представители правого крыла поспешили осудить обещание Корбина, назвав его актом «политкорректного онанизма», продиктованного себялюбием. Лидер партии «брекзита» Найджел Фарадж выступил с таким комментарием: «Я не счииаю, что должен извиняться перед кем-то за том, что люди сделали триста лет назад. Это был другой мир, другое время».
Однако, некоторые из актов жестокого насилия, совершенных во имя защиты интересов империи – не столь уж древняя история. Еще живы люди, которые видели все собственными глазами. Вот лишь несколько примеров: война в Малайе, восстание Мау-Мау в Кении, Суэцкий кризис, развертывание британских войск в Северной Ирландии.
Определенная часть интеллигенции, возможно, испытала тревогу в связи с обещанием Корбина. Речь идет, прежде всего, о тех ученых, которые до сих пор считают Британскую империю вершиной цивилизации, «подарком» для всего мира. До сегодняшнего дня немало людей придерживаются мнения, что современная Британия (и Запад в целом) обладает неким культурным превосходством, которое наделяет ее правом играть роль высшего арбитра мировых дел, а также защитника «прав человека» и «демократии», невзирая на то, что эти прекрасные слова уже давно используются для оправдания несправедливости и насилия. Вторжение в Ирак, разрушение Ливии, войны в Сирии и Украине – это всего лишь несколько относительно недавних примеров западных вторжений в суверенные страны под предлогом защиты высоких ценностей.
Некоторые западные историки просто из кожи вон лезут, соревнуясь между собой, кто более жестко осудит Советский Союз за миллионы погибших при диктатуре Сталина. Значительная часть этих жертв сталинского террора погибла от голода. Безусловно, народы бывшего Советского Союза должны усвоить уроки своей истории, и это справедливо для любой страны. В то же время, западным историкам следовало бы перенести центр своего внимания поближе к дому. Искусственно созданный голод на индийском субконтиненте в конце девятнадцатого века, по различным данным, убил до 29 миллионов человек. А затем в 1943 году по той же причине умерли еще три миллиона человек.
Индийский субконтинент был лишь одним из регионов, которые находились под британским правлением, а упомянутые выше цифры не учитывают тех, кто был убит оккупационными силами. В отличие от Советского Союза, где насилие ограничивалось собственной территорией, и отчасти затрагивало соседние страны, входившие в сферу влияния Москвы, Великобритания вместе с Американской империей (которой она передала эстафету империализма после Второй мировой войны) осуществляла вторжения практически на все континенты, кроме, разве что, Антарктиды. В наше время мы видим, как усердно Британия, превратившаяся в вассала возглавляемой Соединенными Штатами империи НАТО, осуждает страны, отказывающиеся подчиняться гегемонии Запада.
Апологеты Империи утверждают, что британское правление принесло колониальным странам «прогресс», такой как железные дороги, инфраструктура, образование, крикет, а также свободная торговля и порядок, одним словом – полный набор ингредиентов для процветания под брендом Pax Britannica. Независимо от того, испытывают ли оккупированные народы благодарность за эти «подарки», такая линия рассуждений сама по себе открывает опасный прецедент. Точно так же сторонники Сталина упускают из внимания его деспотизм, концентрируясь на успешной стремительной индустриализации слаборазвитой аграрной России, которая впоследствии сыграла важную роль в победе над нацизмом. Ему приписывается честь, по праву принадлежащая, прежде всего, миллионам рядовых солдат, офицеров и полководцев Красной Армии.
Во времена Британской империи, как и в случае с другими европейскими империями, а также многими диктатурами, большинство населения страны кормилось собственным тяжким трудом, и не было причастно к обогащению за счет империалистического разграбления мира. Их потомки также не виноваты в действиях правящего класса страны в прошлом. Тем не менее, изучение подлинной истории, в том числе и темных ее страниц – это первый шаг к пониманию нынешних событий и закономерностей. Только так люди могут понять, что необходимо требовать от сегодняшних политиков ответственности в принятии решений, чтобы прежние ошибки не повторялись.