На фоне повторного сближения Украины к России, «Акт о европейской энергетической безопасности» Вашингтона по большей части, мертв

Принятый в декабре «Закон о защите энергетической безопасности Европы» (наводящее на мысли об оруэлловском «большом брате» детище техасского сенатора Теда Круза), который был призван защитить Европу от газовой зависимости от России, теперь превратился в весьма сомнительный документ. Дело в том, что на днях две крупнейшие газовые компании России и Украины, «Нафтогаз» и «Газпром», фактически заключили друг друга в объятия и даже поцеловались в знак примирения.

Соглашение между «Нафтогазом», украинским государственным оператором  газотранспорной системы и российской корпорацией «Газпром» включает ряд договоренностей, которые делают Украину одним из рынков транзита российского газа на ближайшие четыре года. Разумеется, весь этот газ направляется в Европу.

Убеждать теперь европейцев не покупать российский газ, потому что он служит укреплению экономического благополучия Кремля, это все равно, что просто сжечь 10 процентов бюджета украинского правительства.

Все санкции и угрозы новых санкций против российских интересов в нефтегазовой сфере были вызваны ухудшением отношений между Москвой и Киевом, которому положил начало государственный переворот на Украине, получивший полную поддержку со стороны Вашингтона. Разрыв связей между двумя бывшими братскими республиками Советского Союза сопровождался резким ухудшением отношений между Соединенными Штатами и Россией.

Подписание пакета соглашений по транзиту газа в понедельник 30 декабря стало результатом терпения «Нафтогаза» и многолетних переговоров с «Газпромом» в рамках арбитражных судебных процессов в Стокгольме. В заявлении «Нафтогаза» о заключении сделки также говорится, что этому компромиссу способствовало введение Вашингтоном санкций против газопровода «Северный поток 2», соединяющий северную часть России с Германией по дну Балтийского моря.

«Газпрому» пришлось пойти на соглашение, чтобы успокоить европейских партнеров, а также не позволить Соединенным Штатам запугать их и вынудить отказаться от использования «Северного потока 2». Кстати, в консорциум, которому принадлежит «Северный поток 2», входят французская энергетическая компания Engie и британская Royal Dutch Shel.

Нынешние санкции, о которых было объявлено в декабре 2019 года, направлены против компаний, участвующих в строительстве газопровода. На момент их введения до завершения работ оставалось приблизительно два месяца.

Пакет соглашений между «Нафтогазом» и «Газпромом» включает следующие документы:

— межоператорское соглашение между недавно созданным «Оператором газотранспортной системы Украины» и «Газпромом», устанавливающее общие правила сотрудничества;

— соглашение о транзите природного газа, которым предусмотрены условия и конкретные объемы прокачки на период до 2024 года;

— мировое соглашение между «Нафтогазом» и «Газпромом», в котором обе стороны договорились об отказе от взаимных судебных претензий, продолжающихся уже десять лет.

Это максимально возможное перемирие между двумя странами в нынешней политической обстановке. Теперь, когда их давний газовый спор, похоже, урегулирован, появилась надежда на то, что конфликтная ситуация в Восточной Украине, где пророссийски настроенные силы требуют автономии, также может быть решена при новом президенте Владимире Зеленском. Это было бы победой для обеих сторон и, в конечном итоге, могло привести к отмене европейских санкций против России.

Хорошо известно, что в отношении санкций Брюссель склонен следовать курсом Вашингтона. Тем не менее, угроза применения к европейским компаниям санкций за участие в строительстве «Северного потока 2», возможно, пересекла черту и переполнила чашу их терпения. Этот шаг Америки дает европейским лидерам, которые, мягко говоря, недовольны односторонними действиями президента Трампа, хороший повод для изменения политики в отношении России.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий