Китай и Россия координируют свои действия в Организации Объединенных Наций в ответ на американский ракетный удар по аэропорту Багдада, в результате которого был убит генерал Касем Сулеймани. Обе страны являются постоянными членами Совета Безопасности ООН и обладают правом вето в отношении его резолюций.
Согласно сообщению официального китайского информационного агентства «Синьхуа», министр иностранных дел Китая Ван И и министр иностранных дел России Сергей Лавров провели переговоры по телефону в выходные дни, непосредственно после американского удара и гибели Сулеймани. Они «обсудили вопросы двустороннего сотрудничества в Совете Безопасности ООН».
«Ван И заявил, что Китай уделяет повышенное внимание обострению конфликта между США и Ираном, выступая категорически против злоупотребления силой в международных отношениях и считая подобные военные авантюры абсолютно неприемлемыми», – отмечается в сообщении «Синьхуа». Во время визита в Китай министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа, который проходил непосредственно перед убийством Сулеймани, министерство иностранных дел Китая подвергло жесткой критике действия Соединенных Штатов, которые были охарактеризованы как «травля и психологический террор».
В понедельник 6 января представители Соединенных Штатов также выступили в Организации Объединенных Наций, обвинив Москву и Пекин в том, что они заблокировали постановление Совета Безопасности, осуждающее нападение на посольство США в Багдаде в конце декабря 2019 года, которое произошло вслед за американским авиаударом по командованию проиранского шиитского ополчения Ирака.
Согласно заявлению миссии США при Организации Объединенных Наций, многие страны осудили нападение на посольство, и это «резко контрастировало с молчанием Совета Безопасности ООН, из-за того, что два постоянных члена – Россия и Китай – не позволили принять соответствующее решение». Никакой конкретной информации о содержании этого заявления не публикуется. Впрочем, в сообщении агентства Reuters говорится о том, Россия и Китай «отклонили» заявление, предложенное США, заявив, что ООН осуждает все нападения на дипломатические объекты в мире.
В своем заявлении после американского ракетного удара постоянный представитель Китая при ООН Чжан Цзюнь выразил свою крайнюю озабоченность и сказал, что, что в любом заявлении Совета Безопасности обязательно должны быть затронуты все события, включая, в том числе, и удар США по генералу Сулеймани после нападения на посольство. «Мы видим и другие события, особенно односторонние действия со стороны Соединенных Штатов, – сказал Чжан Цзюнь журналистам. – Если Совет Безопасности должен что-то сделать, прежде всего, от него требуется полное и взвешенное освещение всех произошедших событий».
«Заявление Совбеза ООН для прессы по поводу нападения на посольство было почти готово. И оно уже было согласовано, по крайней мере, с нами и с Соединенными Штатами. Однако, затем, 3 января, был совершен ракетный удар в аэропорту Багдада. Игнорировать этот факт и не принимать его во внимание в общем контексте, было бы просто невозможно», – заявил постоянный представитель России при Организации Объединенных Наций Василий Небензя.
Хотя Пекин и Москва не являются официальными союзниками, они все чаще координируют свои действия по целому ряду вопросов на международной арене. В 2017 году Соединенные Штаты при администрации Трампа определили и Россию и Китай как стратегических соперников Америки в противостоянии великих держав, заняв по отношению к обеим странам более конфронтационную позицию. Тем временем, наблюдатели нередко называют нынешние российско-китайские отношения тесным партнерством, если не официальным альянсом.
В декабре прошлого года в СМИ сообщалось о том, что Китай и Россия совместно подготовили проект резолюции СБ ООН, в котором предлагались меры по смягчению санкций в отношении Северной Кореи. Это произошло на фоне предстоящего окончания срока, установленного северокорейским лидером Ким Чен Ыном в начале прошлого года для США. Согласно его заявлению, если до конца года Соединенные Штаты не изменят свою позицию в переговорах с КНДР, Пхеньян ни на йоту не сдвинется со своих позиций в отношении денуклеаризации. Эта резолюция пока не была официально опубликована.