Восточное православие распадается на части. Совсем недавно, 26 декабря, Русская православная церковь разорвала отношения с александрийским патриархом после его решения о признании независимости украинской православной церкви. Этому предшествовало решение Московского патриархата разорвать связи с архиепископом Афинским и вселенским патриархом Константинопольским по той же причине: оба лидера признали новую украинскую церковь.
Таким образом, на сегодняшний день существует четырнадцать общепризнанных православных церквей, плюс православная церковь Америки и православная церковь Украины, которые пока не получили всеобщего признания.
Русская православная церковь обладает юрисдикцией в России, Украине и других странах бывшего СССР. Поэтому Патриарх Московский Кирилл выступает против любых попыток признания независимой украинской православной церкви. Тем не менее, православные иерархи в Египте, Греции и Турции все же сделали это. Недавние события раскололи православные церкви мира на проукраинские и пророссийские фракции. Если Восточная православная церковь распадется из-за Украины, пророссийская фракция, по всей вероятности, будет сближаться с Москвой, а проукраинская пойдет на сближение с римско-католической церковью.
Восточная православная церковь отделилась от католической церкви в результате Великого раскола в одиннадцатом столетии. Римско-католическая церковь пытается вернуть православных христиан под свое владычество с семидесятых годов прошлого века. Но переговоры застопорились из-за отказа Восточной православной церкви признать главенство Папы римского. Тем не менее, согласно недавнему сообщению Союза православных журналистов, в конце прошлого года Вселенский патриарх Константинопольский Варфоломей сказал нескольким настоятелям и монахам, что между православием и католицизмом нет никаких догматических противоречий, и что в конечном итоге воссоединение с Римом неизбежно.
Новостной интернет-сайт Angelus опубликовал редакционную статью под названием «Может быть, воссоединение католической и православной церквей ближе, чем вы думали». В этом материале речь шла о самом серьезном препятствии на пути к единству между католиками и православными: напряженности между Римом и Москвой. Если православные церкви расколются на проукраинские и пророссийские фракции, проукраинская часть, более не обремененная обязательствами перед Москвой, может начать движение в направлении воссоединения с католической церковью.
В течение более сорока лет, до самой своей смерти в 1986 году, главный редактор журнала Plain Truth Герберт Армстронг предсказывал, что римско-католическая церковь вернет своих «дочек», протестантскую и православную церкви, обратно под свое владычество, когда она возродится, чтобы править единой Европой. В ноябрьском выпуске журнала за 1963 год были такие строки:
«Самая главная проблема на пути достижения единства церкви состоит из двух частей. Во-первых, речь идет о преодолении православного раскола, который официально начался в 1054 году и который отделил церкви на Востоке (Греция, Россия и балканские страны), а также на Ближнем Востоке, от Рима. Вторым препятствием является сложность возвращения в лоно Рима протестантского сообщества, которое формировалось с 1517 года».
Предсказание Армстронга было основано на одном фрагменте из пророчества Исайи, в котором описывается церковь, называемая «госпожой царств», имеющая власть над многими народами. В то же время у этой большой церкви есть мятежные дочерние церкви, которые откололись от нее. Пророк Исайя утверждает, что эти «дочки» будут возвращены под контроль их матери, и эта материнская церковь будет переживать подъем, оказывая влияние на европейскую супердержаву.
Римско-католическая церковь подписала соглашения с православными, лютеранами, методистами, англиканами и другими христианскими религиозными группами в стремлении объединить мир, и прежде всего Европу, под своим владычеством. Политическая напряженность вокруг Украины может стать камнем преткновения для усилий Ватикана по возвращению Русской православной церкви, но она не помешает Риму поглотить другие православные патриархаты.
Подобно тому, как Восточная Европа является объектом влияния с одной стороны Евросоюза, возглавляемого Германией, а с другой – Евразийского экономического союза, возглавляемого Москвой, ее пытаются поделить между собой католическая церковь во главе с Римом и православная церковь, в последнее время все больше возглавляемая Москвой.