Террористическая атака против евразийской интеграции?

Убийство иранского генерала Касема Сулеймани в багдадском аэропорту, произошедшее рано утром 3 января, лишний раз подчеркивает, насколько провальной оказалась стратегия США на Ближнем Востоке. Это событие может вызвать реакцию, которая совершенно не отвечает интересам США в регионе.

Чтобы оценить значение этого инцидента, необходимо в общих чертах восстановить ход событий в Ираке. Соединенные Штаты оккупируют эту страну уже на протяжении семнадцати лет после вторжения в 2003 году. За это время Багдад и Тегеран восстановили прежние связи, поддерживая важный диалог о послевоенном восстановлении Ирака, а также признавая важность защиты прав шиитского населения в стране.

За последние двадцать лет Ирак и Иран перешли от военного противостояния к сотрудничеству в рамках так называемого шиитского полумесяца, отдавая предпочтение взаимодействию в сфере торговли и военному развитию квартета стран, включающего Иран, Ирак, Сирию и Ливан. После недавних побед над международным терроризмом, эти связи получили дальнейший импульс к укреплению, что привело к возникновению новых сухопутных маршрутов между странами упомянутой четверки.

В последние месяцы местные политические силы и организации все более активно призывали к выводу американских войск с территории Ирака. Вашингтон в ответ обвинил Тегеран в провокационных действиях по разжиганию антиамериканских протестов.

В то же время, некоторые группировки сомнительного происхождения, которые стремятся приравнять иранское присутствие в Ираке к американскому, призывают вывести из страны Силы народной мобилизации (PMU), связанные с Ираном. Протесты этих групп, по всей видимости, инициируются и финансируются Саудовской Аравией.

На фоне активизации взаимных обвинений, 29 декабря Соединенные Штаты нанесли удар по проиранскому военизированному формированию, известному как «Катаиб Хезболла». Это событие вызвало резкую реакцию в Ираке, которая завершилась продолжавшейся несколько дней осадой американского посольства в Багдаде. Активисты протестовали против продолжающихся авиаударов американских ВВС.

Госсекретарь США Майк Помпео возложил вину за эту нестабильность на Иран, предупредив, что Тегеран будет нести ответственность за любую эскалацию обстановки вокруг посольства.

Ранним утром 3 января 2020 года ближневосточный гордиев узел пополнился еще одним опасным витком. Генерал Касем Сулеймани и еще несколько человек были убиты, когда в районе международного аэропорта Багдада беспилотник нанес ракетный удар по его конвою. Таким образом, фактически в результате террористического акта США, совершенного в чужой стране, причем вдали от каких-либо военных объектов, были уничтожены наиболее эффективные участники борьбы против группировки ДАИШ (ИГИЛ) и ваххабитского джихадизма. Несомненно, после этой новости бокалы с шампанским должны были зазвенеть в американском Конгрессе, израильском Кнессете, королевском дворце в Эр-Рияде, а также в Идлибе, где сконцентрированы остатки боевиков Аль-Нусры и Аль-Каеды.

Пока не вполне ясно, какие причины заставили Трампа принять решение о ликвидации такого влиятельного и важного лидера. Разумеется, немалую роль сыграло желание американского президента продемонстрировать своим сторонникам, а заодно израильским и саудовским финансистам, его решимость в крестовом походе против Ирана. Но есть и другие факторы, которые лучше объясняют действия Трампа, и они в большей степени связаны с влиянием США на Ближнем Востоке. Геополитическая игра в регионе отнюдь не исчерпывается убийством какого-то одного лидера или атакой дрона.

Так, например, в настоящее время ситуация в Дамаске складывается исключительно благоприятно для режима Башара аль-Асада, и это лишь вопрос времени, когда вся территория Сирии окажется под полным контролем центрального правительства. Генерал Сулеймани и Иран сыграли ключевую роль в избавлении страны от разгула терроризма, бедствия, направляемого и финансируемого Соединенными Штатами и их региональными союзниками.

Что касается Ирака, политическая ситуация сейчас менее благоприятна для Вашингтона, чем в 2006 году. Прогресс в отношениях между Багдадом и Тегераном прежде всего был связан с деятельностью генерала Сулеймани, который вместе с силами PMU и иракской армией освободил страну от ДАИШ, террористической группировки, созданной и взращенной спецслужбами Запада и Саудовской Аравии, о чем свидетельствуют публикации сайта Wikileaks.

Как оказалось, санкции США против Ирана на самом деле не только не принесли ожидаемого эффекта, но даже послужили укреплению позиций страны в борьбе против империализма. В результате США столкнулись с кризисом в регионе, и теперь их фактически выдворяют с Ближнего Востока, вместо объявленного ранее Трампом ухода по собственной воле.

В этой беспрецедентной ситуации русские китайцы выступают в различных аспектах как военные, политические и экономические гаранты зарождающейся евразийской интеграции, и недавние совместные военно-морские учения с участием Пекина, Москвы и Тегерана могут служить убедительным примером этого утверждения. Естественно, они заинтересованы в том, чтобы избежать любых продолжительных региональных конфликтов, которые могли бы стать препятствиями для реализации их мегапроекта.

Для Путина и Си Цзиньпина наступили трудные дни, поскольку им предстоит как-то удержать Иран от чрезмерной реакции, которая дала бы Вашингтону идеальный повод для начала полномасштабной войны.

Перспектива формирования региона без терроризма, на фоне укрепления шиитского полумесяца, возглавляемого Ираном на региональном уровне, при поддержке со стороны Китая на экономическом уровне (инициатива «Один пояс, один путь») и России на военном уровне, практически не оставляют надежды для Эр-Рияда, Тель-Авива и Вашингтона сохранить свою способность влиять на события в регионе. Вероятно, это будет главным аргументом, который Путин и Си Цзиньпин используют в попытках уговорить Иран удержаться от слишком жесткой реакции на убийство Сулеймани.

Решение уничтожить главу спецподразделения «Аль-Кудс» в Ираке доказывает лишь одно: пространство для маневра, которым располагают Соединенные Штаты и их региональные союзники, быстро сокращается, и региональные тенденции, которые определят ближайшее десятилетие, представляются необратимыми. Единственной их надеждой является то, что Тегеран поддастся на недавнюю провокацию, тем самым дав Вашингтону оправдание для региональной войны, которая может принести пользу только Соединенным Штатам, замедлив процессы объединения региона во главе с Ираном.

Следует понимать, что всякий раз, когда США сталкиваются с невозможностью контролировать какую-то страну, они стремятся создать там хаос и в конечном итоге разрушить ее. Совершив убийство генерала Сулеймани, Вашингтон надеется нанести региону ущерб, который приостановит или вообще разрушит любые перспективы интеграции. К счастью, Китай, Россия и Иран прекрасно осознают, что любой вооруженный конфликт не отвечает их собственным интересам.

Впрочем, никакие ракеты, запускаемые с боевых дронов, не смогут спасти Соединенные Штаты от последствий нескольких десятилетий ошибок во внешней политике и тех ужасов, к которым привели эти ошибки. И тем более, они не способны уничтожить память о неустанной борьбе героя против империализма и терроризма.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий