Ливия сегодня стоит на шаткой границе между мирным политическим урегулированием и продолжением гражданской войны. Впрочем, две крупнейшие враждующие группировки на прошлой неделе впервые вступили в диалог, приняв участие в саммите, который прошел в Москве.
Второй стороной, выступавшей на саммите в качестве посредника, наряду с Россией, была Турция. Анкара является решительным сторонником признанного ООН правительства национального согласия Ливии (ПНС) во главе с Файезом Сараджем, которое базируется в Триполи. Москва также признает ПНС, но параллельно поддерживает тесные связи с Ливийской национальной армией (ЛНА), которую возглавляет фельдмаршал Халифа Хафтар. Штаб-квартира ЛНА находится на востоке страны, в городе Тобрук.
Теоретически, начавшийся дипломатический процесс способен положить конец вооруженному конфликту в Ливии, продолжающемуся уже девять лет. Между Россией и Турцией идет конструктивное взаимодействие, аналогичное тому, которого двум странам удалось достичь в попытке положить конец гражданской войне в Сирии.
Возможно, задача, стоящая перед ними в Ливии, окажется еще более сложной, по сравнению с Сирией. Дело в том, что в Сирии, по крайней мере, было функционирующее централизованное национальное государство, на основе которого можно добиваться мирного урегулирования. Особенностью Ливии является то, что здесь нет объединяющего национального государства. Конфликт в этой стране в большей степени соответствует классическому определению гражданской войны, в то время как сирийский конфликт представляет собой защиту государства от агрессии, поддерживаемой внешними игроками. Поэтому, обеспечение всеобъемлющего устойчивого мира в Ливии может оказаться еще более сложной и труднодостижимой целью.
Как справедливо отметил на прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров, «ливийская государственность была разбомблена странами НАТО в 2011 году, и мы до сих пор сталкиваемся с последствиями этой незаконной преступной авантюры, от которого страдает, прежде всего, ливийский народ».
Мы хорошо помним, как США и их европейские союзники по НАТО провели в Ливии семимесячную кампанию бомбовых ударов в период с марта по октябрь 2011 года под ложными и смехотворными предлогами «гуманитарной интервенции». Этот кровавый «блицкриг» НАТО завершился бесчеловечным линчеванием ливийского лидера Муаммара Каддафи. А затем богатая нефтью страна была захвачена исламскими экстремистами и боевиками, и с тех пор она остается в состоянии хаоса.
Сирию могла ожидать такая же печальная участь жертвы натовской политики «смены режимов», и только военное вмешательство России по просьбе правительства в 2015 году позволило защитить сирийское государство, которое является давним союзником Москвы.
Разрушение Ливии силами НАТО привело к катастрофическим геополитическим последствиям. Именно оттуда перемещались экстремистские группировки, чтобы вести войну с сирийским государством, причем тайная переброска боевиков и вооружений в Сирию происходили при поддержке со стороны Соединенных Штатов и Турции. Этот «маршрут смерти» значительно усугубил и тяжелую обстановку в Сирии и увеличил количество жертв конфликта.
Превратившись в государство-банкрот, Ливия стала воротами для миллионов беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которые пытались проникнуть в Европу, переправляясь через Средиземное море. Сотни тысяч людей погибли, утонув в лодках, совершенно непригодных для подобного путешествия. Стремительно возросли масштабы преступности и торговли людьми. А вскоре в Европе произошел резкий внутриполитический раскол, вызванный дестабилизацией из-за гигантских потоков мигрантов.
На протяжении последних девяти лет страны НАТО пытаются умыть руки и снять всю ответственность за преступное уничтожение Ливии и ужасные последствия их интервенции для всего ближневосточного региона.
Попытки России взять на себя лидирующую роль в мирном воссоединении Ливии путем дипломатического урегулирования заслуживают наивысших похвал. В статье, опубликованной газетой Washington Post, говорится: «В то время как президент Трамп впустую тратит время на публикацию оскорбительных замечаний в своем твиттере, Россия заполняет вакуум, образовавшийся в международной дипломатии. В случае с Ливией, прекращение кровопролитного конфликта в богатой нефтью стране, расположенной на пороге Европы, является исключительно важной сделкой».
Конференция по ливийскому урегулированию, состоявшаяся в Москве на прошлой неделе, привела к неустойчивому прекращению огня. Лидер ПНС Файез Сарадж подписал соглашение о перемирии, но командующий ЛНА Халифа Хафтар покинул российскую столицу, так и не поставив свою подпись под этим документом. Согласно сообщениям СМИ, он заявил, что ему необходимо дополнительное время на обдумывание дальнейших шагов. Однако, в основном, перемирие, похоже, соблюдается.
В минувшие выходные в Берлине прошел очередной саммит, организованный канцлером Германии Ангелой Меркель. В нем приняли участие два упомянутых ливийских лидера, а также представители России и Турции, двух главных гарантов мирного процесса. Среди других стран, приглашенных к участию в конференции, были США, Китай, Великобритания, Франция и Италия. К урегулированию планируется привлечь также арабские государства, поддерживающие различные группировки в Ливии: Египет, Саудовскую Аравию и ОАЭ, которые поддерживают ЛНА, и Катар, выступающий на стороне ПНС.
Согласно некоторым сообщениям, Турция направила подконтрольные ей военизированные группировки из Сирии на помощь силам ПНС. Отношения между Анкарой и лидером ЛНА Хафтаром отличаются неустойчивостью. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган недавно пригрозил развернуть турецкие войска в Ливии, если силы Хафтара возобновят свое наступление на Триполи.
Нынешняя взрывоопасная обстановка в Ливии все еще может перерасти в войну, которая сделает ее очередным полем битвы для мировых держав. Тем не менее, Россия создала дипломатические рамки для политического процесса в направлении стабильности и мира в этой североафриканской стране. Могут ли противоборствующие стороны в конечном итоге сформировать некое подобие правительства национального единства? Пока неизвестно, в состоянии ли ПНС обеспечить политическую стабильность, чтобы партнерство могло быть эффективным.
Однако, уже сегодня ясно одно: благодаря дипломатическому мастерству России возникли шансы на мир и восстановление Ливии из того ужасного хаоса, что остался после вмешательства НАТО.