Многие на Западе видят в стремительно растущем экономическом влиянии Китая во всем мире несомненный признак того, что Пекин тайно работает над установлением нового мирового порядка, в котором баланс будет существенно смещен в его пользу.
История показывает, что изменения в мировом порядке являются постоянными и неизбежными, но это происходит не так быстро, как думают некоторые современные аналитики. Например, восхождение Соединенных Штатов на нынешнюю доминирующую геополитическую позицию в мире заняло более пятидесяти лет, с конца девятнадцатого до середины двадцатого века. Становление Франции как лидирующей державы Западной Европы в конце шестнадцатого и начале семнадцатого века тоже было очень долгим и напряженным процессом.
В этих, а также во множестве других случаях в истории, начиная с древних времен и средневековья, появлению новой великой державы способствовали стагнация, постепенный упадок господствовавших держав, а также военное противостояние между ними. Например, Соединенные Штаты были уже довольно мощной страной в начале двадцатого столетия, но именно столкновение европейских держав в двух мировых войнах привело к крушению величественного векового здания европейского мирового порядка и открыло путь к американскому доминированию.
Однако, в то время как определить направления ветра перемен в мировом порядке с помощью различных аналитических методов в принципе возможно, гораздо сложнее найти способы сохранить существующий порядок, предотвратить его приближающийся крах. Требуется целое созвездие лидеров соперничающих сторон, которые осознали бы серьезность угрозы, исходящей от кардинальных изменений, и совместно приняли бы меры для ослабления напряженности.
Ключевой вопрос, на который необходимо ответить, заключается в том, располагает ли Запад по-прежнему необходимыми политическими, экономическими и военными инструментами, чтобы удержать существующий мировой порядок и не позволить миру соскользнуть в хаос, что мировые лидеры уже однажды сделали по недомыслию в первой половине двадцатого столетия.
Вообще-то, успешное сохранение существующего мирового устройства – явление весьма редкое в истории. После Венского конгресса 1814-1815 годов европейские лидеры собрались вместе, чтобы заложить основы долгосрочного мира. Они понимали, что французская держава, хотя она и потерпела сокрушительное поражение при Наполеоне I, непременно должна быть встроена в новую структуру европейского геополитического порядка. Это означало необходимость не только пригласить французских представителей на международные конференции, но и предложить Франции военное и экономическое сотрудничество, а также пойти на некоторые уступки, чтобы она смогла преодолеть свои политические обиды.
Другими словами, европейские дипломаты прекрасно осознавали политическую обстановку после французской революции и понимали необходимость создания долгосрочной архитектуры безопасности на основе баланса сил.
Однако, подобные подходы применялись далеко не всегда. Возможно, шок от кровопролитных наполеоновских войн, а также наличие таких великих дипломатов как Метерлинк, Талейран, Каслрей и российский император Александр I, обеспечило успех нового порядка.
Гораздо чаще бывало так, что вызов, брошенный мировому порядку, приводил к прямому военному столкновению. Неспособность мировых держав договориться с Германией в начале двадцатого века, стала одной из важных предпосылок Первой мировой войны, а ошибочная и жесткая дипломатия Версальского договора отчасти привела ко Второй мировой войне. И этот список можно продолжать довольно долго.
Восхождение Китая как великой державы является еще одним примером, достойным тщательного исследования. Эта страна превратилась в мощный центр силы на международной арене благодаря динамичному экономическому росту и одновременному укреплению военного потенциала. У Пекина имеются стратегические императивы, противоречащие американским интересам. Ему необходимо обеспечить гарантии бесперебойных поставок нефти и газа, которые в настоящее время осуществляются главным образом через Малаккский пролив. В условиях военно-морского господства Соединенных Штатов одним из главных императивов Китая является освобождение от зависимости, как в отношении путей поставок, так и во всех остальных сферах.
Именно это является главным мотивом, стоящим за инициативой «Один пояс, один путь», оцениваемой почти в триллион долларов, которая направлена на экономическую интеграцию Азиатско-Тихоокеанского региона с Европой через Россию, Ближний Восток и Центральную Азию. В то же время, растут амбиции Китая по разрушению военно-морского превосходства Соединенных Штатов у своих берегов. Ввиду этих факторов, взаимная подозрительность между Пекином и Вашингтоном в ближайшие годы и десятилетия будут лишь нарастать.
Итак, очевидно, что мы являемся свидетелями меняющегося баланса сил в мире. Однако, гораздо более интересным является вопрос, что США и Запад в целом способны сделать, чтобы спасти существующий мировой порядок. Что касается Америки, укрепление существующей системы альянсов во главе с США со странами Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона могло бы помочь сохранить американское влияние в Евразии. В частности, это способствовало бы успеху попыток Вашингтона ограничить влияние России, Ирана и, возможно, Китая, на своих соседей.
Еще одной весьма существенной мерой по укреплению сложившегося миропорядка могло бы стать усиление непосредственного экономического влияния США на страны Евразии. Это в некоторой степени напоминает план Маршалла, с помощью которого Соединенные Штаты после Второй мировой войны спасли европейскую экономику и привязали ее к американской экономике. Новые усилия в этом направлении могли бы быть еще более эффективными, если бы европейские союзники США подключились к укреплению общего западного влияния в странах Евразии.
Однако, независимо от тех шагов, которые предпримут Соединенные Штаты в отношении своих союзников, таких как Южная Корея, Япония, Израиль, Саудовская Аравия и другие, любые попытки удержать существующий мировой порядок без сотрудничества с Китаем будут носить лишь краткосрочный характер. Достаточно вспомнить, что когда Германия была исключена из Версальских переговоров, это послужило росту обиды и негодования в стране и подтолкнуло ее начать тайную подготовку к новому военному конфликту. В некотором смысле, нынешнюю конфронтацию между Западом и Россией также можно объяснить аналогичным образом: после завершения холодной войны Москва была фактически изгнана из мировой системы обеспечения безопасности, и это закономерно спровоцировало обеспокоенность и рост реваншистских настроений среди правящей элиты России.
Без включения Китая в мировой порядок не могут быть созданы сколько-нибудь надежные условия безопасности. Чтобы нынешний мировой порядок имел шансы на сохранение, он должен быть адаптирован к новым вызовам и подготовлен к новым возможностям. Многим западным дипломатам представляется некомфортным иметь дело с Китаем, но отчуждение Пекина и его превращение в прямого соперника не может быть решением проблемы. Впрочем, чрезмерно большие уступки Китаю также были бы слишком рискованным сценарием.
Необходим некий средний путь – комбинация компромиссов, которая позволила бы Китаю участвовать в налаженном скорректированном мировом порядке, гарантирующем частичное соблюдение его интересов. Только так можно увеличить шансы на долгосрочную безопасность в Евразии.
Реализация такой стратегии потребует, как от западных, так и от китайских дипломатов колоссальных усилий. Сегодня трудно сказать, окажутся ли они более успешными, чем усилия их предшественников в начале двадцатого века и в другие периоды истории.