Поскольку благодаря военному вмешательству России исход гражданской войны в Сирии, по сути, предрешен, Дамаск задумался о предстоящей грандиозной задаче послевоенного восстановления страны. По признанию президента Сирии Башара Асада, практически все секторы сирийской экономики сильно пострадали за девять лет конфликта.
Прогнозируемые оценки стоимости восстановления этой ближневосточной страны сильно варьируется в зависимости от разных факторов, но обычно указывается цифра в 200 миллиардов долларов. Если и есть какая-то определенность в отношении масштабного восстановления Сирии, так это в том, что стране понадобятся огромные международные инвестиции и финансовая помощь для решения этой задачи.
Тем не менее, коалиция «Друзей Сирии», в которую входят, в частности, Соединенные Штаты, Великобритания и Канада, заморозила свою финансовую помощь на сумму 9,6 миллиардов долларов до тех пор, пока не начнется политический процесс, нацеленный на установление новой власти после Асада. В настоящее время мало кто из западных стран проявляет политическую готовность участвовать в делах Сирии, так как все ожидают национального примирения в стране, которое должно восстановить политическую легитимность ее руководства.
Поскольку традиционные международные доноры остаются вне рамок этого процесса, у Сирии не так много вариантов в отношении финансирования программы по восстановлению экономики. Участия двух крупнейших союзников, России и Ирана, явно недостаточно. Россия не может взять на себя бремя и финансовые обязательства по восстановлению Сирии, а возможности Ирана играть важную роль в этом деле быстро ослабевают на фоне проводимой Вашингтоном кампании по оказанию «максимального давления».
Кроме того, изоляция Дамаска на международном уровне не вселяет уверенности в деловых кругах — будь они российские, иранские или другие – в том, что восстановление силами частного сектора осуществимо.
Выдвигались предложения по разработке программы восстановления Сирии с активным участием арабских государств, но этот проект был приостановлен Лигой арабских государств в 2015 году, и, хотя восстановление связей с арабскими столицами ускоряется, но именно Китай становится центральной фигурой для Дамаска.
Китай, возможно, является единственной страной, которая может взять на себя широкомасштабные и долгосрочные обязательства по удовлетворению потребностей Сирии. Политика Китая в отношении Сирии означает, что Пекин смог сохранить доброжелательные отношения с сирийскими властями и укрепить свои переговорные позиции, чтобы обеспечить себе благоприятные условия для выхода на рынок и для инвестиционных инициатив.
Имея более 3 триллионов долларов в валютных резервах, Китай может свободно тратить деньги, заниматься инвестированием и кредитованием. Амбиции Пекина с его инициативой «Пояс и путь» являются еще одним, очевидно, дополнительным стратегическим фактором для того, чтобы он взял на себя ведущую роль в восстановлении Сирии.
Роль Китая в восстановлении соседнего Ирака, вероятно, является лучшим примером при разработке возможных подходов Пекина в Сирии. В последние годы значение Китая в Ираке значительно возросло, но все начиналось с большой осторожностью.
Китайская деятельность и инвестиции в Ираке, осуществляемые китайскими государственными предприятиями, были сосредоточены на инфраструктуре в нефтяном секторе и на сферах, тесно связанных с ним, таких как производство электроэнергии. Например, во многом Багдада зависит от поставок электроэнергии китайскими энергетическими компаниями.
Китай стремится играть важную роль в строительстве нефтепровода Басра-Акаба и собирается принять участие в строительстве нефтеперерабатывающего завода производительностью 300 тысяч баррелей в сутки на иракском побережье в Аль-Фау. Это неудивительно, учитывая, что китайско-иракские связи все больше привязываются к торговле нефтью; почти одна десятая часть нефти поступает в Китай из Ирака.
В октябре Китай и Ирак подписали соглашение «нефть в обмен на проекты», которое должно способствовать развитию всех отраслей экономики ближневосточной страны , помимо нефти и соответствующей инфраструктуры, включая жилое строительство, здравоохранение и образование. Фокус внимания постепенно расширяется, но Китай, который привык иметь дело с масштабными проектами, всегда опасается политической нестабильности и насилия.
Короче говоря, деятельность Китая в Ираке была сосредоточена на небольшом количестве дорогостоящих проектов, имеющих долгосрочную стратегическую важность. Он по-прежнему старается избегать рисков и не хочет иметь крупный диверсифицированный портфель проектов, которые он вполне мог бы реализовать при желании.
Огромные валютные резервы и инициатива «Пояс и путь» не позволяли пекинским чиновникам торопить события, и геополитическая повестка дня Китая иногда время от времени пересматривается даже по главным инвестиционным вопросам, и это может снова повториться сейчас, что приведет к расширению присутствия китайских компаний в Сирии.
Тем не менее, в то время как Китай готов выиграть крупные контракты в Сирии, проблемный фон сильно интернационализированного конфликта в этой стране означает, что Пекин выберет неспешный подход, несколько ограниченный по своей природе, с возможностью быстрого наращивания в ближайшие годы.
Таким образом, отправная точка Пекина в восстановлении Сирии, вероятно, будет ограничена коротким списком предварительно отобранных секторов, таких как транспорт, логистика и энергетика, но при этом сосредоточенных географически вокруг безопасных и политически стабильных регионов с низкими рисками.
Китай, который является крупнейшим торговым партнером Сирии, возможно, внесет важный вклад в восстановление страны, но маловероятно, что он сможет восполнить пробел, оставленный Россией и Ираном. До сих пор Китай взял на себя обязательства по реализации проектов в Сирии стоимостью 2 миллиарда долларов и намерен решить эту задачу в кратчайшие сроки.
Сирия, вероятно, также получит выгоду от создания Пекином фонда в размере 23 миллиардов долларов, предназначенный для кредитования и оказания финансовой помощи китайским партнерам в арабском мире, а также в целом от реализации инициативы «Пояс и путь». В конечном счете, Дамаску необходимо будет создать себе репутацию в арабском мире, а также, возможно, и в Европе за счет успешного решения задачи по послевоенному восстановлению.