Результаты нового исследования показывают, что у детей из малообеспеченных семей, матери которых сообщали о частом использовании бытовых токсичных химикатов, в частности, чистящих средств, к 2 годам чаще наблюдались задержки в развитии речи.
Кроме того, такие дети набирали меньше баллов в тестах на когнитивные способности. Эти задержки в развитии вполне наглядны, даже с учетом таких факторов, как образование и доход матерей, которые также связаны с языковыми и когнитивными навыками их детей.
Полученные данные служат еще одним доказательством необходимости ознакомления родителей малышей с рекомендациями педиатров и других медработников по ограничению использования в быту токсичных химикатов, говорит ведущий автор исследования Хуэй Цзян, являющийся старшим научным сотрудником Университета штата Огайо.
«Мы обнаружили, что значительный процент матерей с маленькими детьми часто подвергают своих детей воздействию токсичных бытовых химикатов, возможно, потому, что они ничего не знают об их вреде», — сказал Цзян, сотрудник Центра исследований детей раннего возраста Крейна в штате Огайо.
Исследование было недавно опубликовано в журнале Clinical Pediatrics.
Исследователи использовали данные по 190 семьям из исследования Columbus Study, выполненного в рамках научного проекта Центра, в котором изучались дети, родившиеся в семьях с низким доходом в Колумбусе, на протяжении пяти лет после их рождения.
Когда ученые впервые начали свою исследовательскую работу, они провели опрос матерей об использовании ими во время беременности бытовой химии, включая растворители и моющие средства для пола и унитаза. Повторный опрос проводился, когда их дети достигали возраста от 14 до 23 месяцев. Матери также должны были сообщить о том, есть ли у них в доме очаги плесени и источники загрязнения по соседству, и используют ли они в быту пестициды.
Развитие речи у детей оценивалось, когда малышам было от 14 до 23 месяцев, и повторно, когда их возраст был от 20 до 25 месяцев. Исследователи использовали в своей работе стандартизированный тест, позволяющий проверить понимание речи детьми и выражение языковых особенностей — например, распознавание предметов и людей, следование указаниям и названия предметов и изображений.
Результаты показали, что загрязнение окружающей среды, плесень в доме и применение пестицидов не были в значительной степени связаны с результатами тестов у детей.
Но чем больше домашней бытовой химии матери регулярно применяли в период после рождения ребенка, тем хуже были языковые и когнитивные результаты у малышей в возрасте до 2 лет.
Не было выявлено никакой связи между использованием химикатов в период беременности и показателями детей, возможно, потому что, как сообщили матери, во время беременности они использовали гораздо меньше химии.
О воздействии токсичных химических веществ во время беременности сообщили около 20 процентов матерей, но их число возросло до 30 процентов, когда их дети достигли возраста от 1 до 2 лет. Матери также сообщали об использовании большего количества бытовой химии после рождения ребенка.
«Многие матери, похоже, знают о необходимости ограничить использование токсичных химикатов во время беременности, но как только ребенок рождается, они могут подумать, что это больше не проблема», — сказал Цзян.
Но данные исследования показали, что эти первые годы жизни ребенка являются ключевыми во многих отношениях, считает соавтор исследования, профессор педагогической психологии Лора Джастис.
«Когда детям исполняется два года, наступает пик развития мозга», — говорит Джастис, являющаяся исполнительным директором Центра исследований детей раннего возраста Крейна.
«Если токсичные химические вещества мешает этому процессу, то это может привести к проблемам с речью и когнитивным развитием».
По словам Цзяна, многие матери с маленькими детьми используют бытовые чистящие средства и другие токсичные химикаты, но матери в семьях с низким доходом могут столкнуться с особыми проблемами.
Например, они, как правило, живут в небольших квартирах, где сложнее оградить детей от химикатов, особенно во время уборки помещения.
Цзян отметил, что в ходе исследования они просто проанализировали взаимосвязь между применением матерями токсичных химикатов и задержкой развития у ребенка, и поэтому нет доказательств того, что задержки в развитии вызывали именно химикаты.
«В будущих исследованиях необходимо более тщательно изучить механизмы, с помощью которых бытовые токсичные вещества могут нарушать развитие речи у маленьких детей», — говорит эксперт.
Результаты показывают, что педиатры должны объяснять, что беременность — не единственное время, когда матери должны быть аккуратны в использовании бытовой химии, сказала Джастис.
«Родители должны понимать особенности развития мозга ребенка в первые несколько лет жизни и опасность воздействия на него домашней химии», — сказала она.