Кадастровый учёт – правовое понятие, указывающее на то, что сведения об объекте внесены в ЕГРН. Это единая государственная база, в которую входят все объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории страны. Когда недвижимость прекращает существование, например, по причине сноса или разрушения, её удаляют из реестра. Фактически, кадастровый учёт подтверждает существование объекта, и определяет его юридический статус. Дополнительно здесь указываются технические параметры зданий и сооружений, сведения о владельце.
Зачем нужен кадастровый учёт, что будет, если им пренебречь
Благодаря кадастровому учёту, подтверждается право собственности, а объект недвижимого имущества закрепляется за конкретным владельцем. Если сведения о недвижимости отсутствуют в ЕГРН, де-юре, объекта не существует, следовательно, любые гражданско-правовые сделки становятся технически невозможными.
Без постановки имущества на кадастровый учёт, не получится:
- Продать недвижимость;
- Оформить дарственную;
- Передать имущество по наследству;
- Совершить сделку по обмену;
- Заключить договор аренды;
- Разрешить землеустроительный спор в судебном порядке.
Отсюда следует, что без постановки недвижимости на кадастровый учёт, владелец не может полноценно распоряжаться своим имуществом. После внесения сведений в ЕГРН, за владельцем закрепляется бессрочное право собственности. Оно отменяется только переходом этого права другому лицу либо правомочным распоряжением. После передачи права собственности, в реестр вносится соответствующая запись, и недвижимость закрепляется за новым владельцем.
Трудности при постановке недвижимости на кадастровый учёт
Основные сложности, связанные с простановкой на кадастровый учёт носят правовой или технический характер. К первой категории относятся ситуации, когда собственность пытается зарегистрировать человек, не обладающий таким правом с точки зрения закона.
Если обратиться к Конституции и Гражданскому Кодексу, существует очерёдность регистрации объектов недвижимости. В первую очередь, данное право закрепляется за фактическими собственниками, получившими недвижимость в результате:
- Имущественной сделки – обмен, покупка, дарение;
- Возникновения правовых оснований – раздел в ходе бракоразводного процесса, обоюдная договорённость, перевод в долевую собственность, передача в фонд уставного капитала предприятия;
- Вступления в права наследника – подтверждается свидетельством, выданным нотариусом;
- Генеральной доверенности – кода владелец действует в интересах третьего лица;
- Судебного решения.
К собственникам второй очереди относятся титульные владельцы:
- Арендаторы: физ.лица и организации;
- Частники, владеющие землёй на основании бессрочного пользования;
- Физ.лица и организации, наделённые правом пожизненного пользования, а также их наследники;
- Поверенные в делах и законные представители.
Третья очередь – правообладатели, обременяющие не принадлежащую им недвижимость. Сюда относятся такие формы собственности:
- Сервитут;
- Арест;
- Залог.
Помимо этого, не получится поставить недвижимость на кадастровый учёт, если допущены ошибки при оформлении технической документации: случайные или умышленные. Чтобы этого избежать, нужно пользоваться услугами квалифицированных кадастровых инженеров, которые занимаются оформлением права собственности под ключ, с обязательной постановкой объекта на кадастровый учёт. Обращение к специалистам поможет сэкономить время и деньги, избавит от необходимости лично собирать довольно внушительный пакет документации.
Пошаговая инструкция по постановке недвижимости на кадастровый учёт
В первую очередь, владельцу недвижимого имущества или земельного участка, необходимо подготовить обязательные документы. Предусмотренный законом пакет включает:
- Паспорта участников сделки;
- Договор, предметом которого является передача права собственности, составленный в 3-х экземплярах;
- Заявления о снятии с регистрации и постановке недвижимости на учёт;
- Документ, указывающий основание, на котором возникло право собственности у предыдущего владельца;
- Кадастровый паспорт;
- Справка, подтверждающая отсутствие капитальных строений: для земельных участков;
- Документы из БТИ, подтверждающие легальность застройки: если на участке имеются ОКС;
- Согласие всех совладельцев, если недвижимость находится в долевой собственности: письменное, заверяется нотариусом;
- Доверенность – если сделка оформляется через доверенного представителя;
- Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины за совершение юридически значимой сделки.
Собранный пакет передаётся в Росреестр: при личном посещении организации или через МФЦ. Если речь идёт о первичной постановке объекта на кадастровый учёт, процедура занимает 21 календарный день. Все последующие действия с зарегистрированной недвижимостью выполняются в 5-дневный срок.
Закон предусматривает возможность приостановки процедуры кадастрового учёта. Это возможно в двух случаях:
- Росреестр выявил ошибки в представленной документации;
- Инициатива одного из участников, выявившего недобросовестные действия второй стороны.
Приостанавливаются регистрационные действия на 30 дней. Если сделка становится предметом правового спора, требующего судебного разбирательства, по решению суда установленный срок может быть продлён на 3 месяца. В этом случае, дальнейшие действия со спорным объектом недвижимости будут регулироваться судебным решением.