В конце марта министр иностранных дел Индии доктор С. Джайшанкар отправится с визитом в Россию, где примет участие в трехсторонней встрече на министерском уровне между евразийскими державами, входящими в группу РИК: Россией, Индией и Китаем. Встречу запланировано провести в Сочи, а в ее повестку дня входит подведение итогов основных геополитических событий, касающихся Индо-Тихоокеанского региона.
Согласно сообщениям СМИ, в ходе этой встречи, возможно, будет обсуждаться недавно достигнутое мирное соглашение по Афганистану, возобновление формата «Quad» (четырехсторонний диалог по вопросам безопасности с участием Австралии, Индии, Японии и Соединенных Штатов), концепция Индо-Тихоокеанского региона, а также последствия прекращения действия договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) для региона. Последняя встреча лидеров стран РИК состоялась в кулуарах саммита большой двадцатки в Осаке в июле 2019 года, сразу после еще одной встречи между тремя демократиями – Японией, Америкой и Индией.
Стратегический треугольник РИК образовался в девяностые годы по инициативе тогдашнего премьер-министра России Евгения Примакова в качестве «противовеса западному альянсу». Цель России заключалась в том, чтобы «положить конец своей зависимости от Соединенных Штатов в сфере внешней политики» и воссоздать давние партнерские связи с такими странами как Индия, а также сформировать относительно новые дружественные отношения, прежде всего с Китаем.
В те годы такое партнерство хотя бы отчасти соответствовало целям Индии. Однако, совершенно неясно, отвечает ли оно интересам Нью-Дели сегодня, когда полным ходом идет укрепление стратегических связей с Соединенными Штатами и союзниками Америки. Совершенно очевидно, что растущее стратегическое партнерство Индии с Соединенными Штатами, Японией и Австралией противоречит целям и задачам РИК, направленным на подрыв влияния Вашингтона в Индо-Тихоокеанском регионе. Поддержка со стороны США по ряду исключительно важных проблем, которую Индия получила совсем недавно, когда Китай попытался поднять в Совете Безопасности ООН вопрос о Кашмире, была крайне важна. В сущности, именно рост китайского влияния является центральным фактором, определяющим многие стратегические шаги Индии.
Индия традиционно избегала участия в международной политике, особенно когда дело касалось великих держав, предпочитая придерживаться своей давней стратегии неприсоединения. Однако, довольно враждебное отношение Китая в последние годы все более явно вынуждает индийское руководство противостоять тому давлению, которое исходит от набирающего мощь Китая. 72-дневный пограничный кризис в 2017 году, неоднократные недружественные действия Пекина в ООН и на других международных площадках, со всей очевидностью демонстрируют, что Китай агрессивно и враждебно настроен в отношении Индии. В этой связи трудно понять, каким образом взаимодействие в рамках таких международных платформ как РИК, БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-Южная Африка) или Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) может изменить фундаментально конфликтный характер отношений между Индией и Китаем.
Хотя Москва остается давним другом Индии, в Нью-Дели, похоже, понимают, что Россия находится под все более сильным давлением и вынуждена подчиняться диктату Китая. В январе нынешнего года министр иностранных дел России Сергей Лавров открыто выступил против концепции Индо-Тихоокеанского региона. Отвечая на вопрос о российской позиции и ее роли в этом регионе, он сказал, что упомянутая концепция является не чем иным, как инициативой, направленной на «сдерживание Китая», и, в сущности, на раскол между евразийскими державами. Далее он задал вопрос: «Почему вы хотите, чтобы Азиатско-Тихоокеанский регион назывался Индо-Азиатским? Ответ очевиден: цель – исключить Китай. Терминология должна быть объединяющей, а не разделяющей. Ни Шанхайская организация сотрудничества, ни БРИКС не направлены на усиление раскола и противоречий между странами».
Даже по таким вопросам как конфликт вокруг Джамму и Кашмира, который Китай поднял в Совете Безопасности ООН, Россия предпочла занять промежуточную позицию, не поддержав Индию исключительно из опасений испортить отношения с Китаем. Похоже, что в то время как отношениям с Индией в Москве по-прежнему придают большое значение, российско-китайские связи для России гораздо важнее, и вообще они являются приоритетными в сравнении с любыми другими международными отношениями.
Показательной была позиция, которую заняла Россия на закрытом заседании Совбеза ООН. После встречи российский представитель в Организации Объединенных Наций заявил: «Россия продолжает последовательно содействовать нормализации индийско-пакистанских отношений. Мы надеемся, что существующие разногласия вокруг Кашмира удастся урегулировать в двустороннем порядке, исключительно политическими и дипломатическими средствами… на основе соглашения, достигнутого в 1972 году на индо-пакистанской конференции в Симле, а также Лахорской декларации 1999 года, в соответствии с уставом ООН и двусторонними соглашениями между Индией и Пакистаном».
Выведение на первый план резолюций ООН по урегулированию двусторонних разногласий между Индией и Пакистаном «ознаменовало явную перемену традиционной позиции России по кашмирской проблеме». Два поста в твиттере, размещенные российским представителем в ООН, позже были размещены и в микроблоге МИД России, что послужило подтверждением официальной позиции Москвы по проблеме Джамму и Кашмира.
В целом можно сказать, что стратегические цели Индии явно становятся несовместимыми с планами России и Китая. В качестве еще одного примера можно привести тот факт, что хотя предстоящая встреча между министрами иностранных дел трех государств будет посвящена обсуждению мирного соглашения по Афганистану, Москва не пригласила Индию принять участие в недавней встрече по афганскому урегулированию. Несмотря на всю официальную риторику о поиске регионального решения по Афганистану, Индию изолируют от подобных дискуссий, и это делается по требованию Китая и Пакистана. Хотя Индия, безусловно, заинтересована во взаимодействии как с Россией, так и с Китаем, это не отменяет того факта, что внутри стратегического треугольника РИК усиливается напряженность.