Даже ветераны на нефтеперерабатывающем заводе в Коффивилле с трудом могут припомнить те времена, когда цена на нефть падала так низко. Небольшой завод, расположенный в Канзасе, в самом сердце одноэтажной Америки, предлагает поставщикам всего 1,75 доллара за баррель нефти Wyoming sweet.
Когда более двух миллиардов человек во всем мире, от Индии до Калифорнии, оказались в плену у коронавируса, спрос на энергию резко снизился. Во всех уголках США, Канады, России и Китая цена добываемой нефти на устье скважины продолжает обрушиваться под тяжестью беспрецедентного избыточного предложения.
На фоне этих событий нефтегазовая индустрия готовится к тому, что в последний раз имело место в таком масштабе 35 лет назад: добывающие компании закрывают скважины, поскольку добыча нефти в таких условиях не имеет экономического смысла.
«Я никогда не видел ничего подобного на рынке, – сказал Торбьорн Торнквист, соучредитель компании Gunvor Group Ltd., крупного оператора товарно-сырьевой биржи. – По-моему, ничего, даже отдаленно похожего на сегодняшнюю ситуацию, вообще никогда не было».
Последствия столь глубокого обвала являются крайне разрушительными: цены в настоящее время опустились достаточно низко для того, чтобы вызвать массовую приостановку добычи или, как это называют внутри отрасли, закрытие скважин. Для тех, кто сегодня ведет ценовую войну, это может считаться победой – однако, лишь до тех пор, пока скважины закрываются в других местах.
Цены на марки Brent и West Texas Intermediate, за которыми внимательно следят на Уолл-стрит, колеблются возле отметки в 25 долларов за баррель. Но в мире физической нефти, где переходят из рук в руки не виртуальные, а реальные баррели, производители сегодня получают гораздо меньше.
Индустрия в настоящее время движется, как сказал известный ветеран-аналитик нефтяного рынка Пол Сэнки из японского банка Mizuho Bank Ltd, «по неведомым водам в неведомые земли».
В последний раз нефтяная промышленность сталкивалась с масштабным закрытием скважин в 1986 году, когда Саудовская Аравия повергла в хаос мировой рынок в ходе ценовой войны. Во время ценовых баталий 1998-1999 годов, а затем в 2015-2016 годах также имело место некоторое вынужденное сокращение добычи, но не в таком огромном масштабе.
Проще говоря, глобальная нефтедобывающая индустрия не в состоянии по-прежнему качать около 100 миллионов баррелей в сутки, в то время как спрос на 20 процентов ниже этой цифры. Излишки могут переполнить все имеющиеся хранилища в считанные недели.
В некоторых развивающихся экономиках, где отсутствует развитая инфраструктура, это происходит уже сегодня. Власти Пакистана отдали распоряжение своим нефтеперерабатывающим предприятиям прекратить производство бензина и дизельного топлива, поскольку все резервуары уже наполнены.
В сухопутных странах, не имеющих свободного доступа к морю, решающим фактором может являться нехватка емкости нефтехранилищ. Когда все наземные резервуары окончательно заполнены, трейдеры используют для хранения нефти танкеры, находящиеся в море, в ожидании восстановления цен. Однако, добывающие компании, не имеющие доступа к морским хранилищам, зависят от местных нефтеперерабатывающих заводов, таких как Коффивилль.
«Рост запасов уже в ближайшие недели неминуемо приведет к переполнению местной инфраструктуры хранилищ, что, по нашему мнению, вынудит внутренних производителей закрывать свои скважины», – заявил Дэмиен Курвалин, аналитик нефтяного рынка из инвестиционного банка Goldman Sachs Group.
Некоторые производители, возможно, даже предпочтут перенести удар отрицательных нефтяных цен – то есть они в принципе готовы сами доплатить кому-то, кто заберет их нефть – вместо того, чтобы идти на долгосрочные затраты, связанные с закрытием скважин. Так, после недавнего очередного крупного обвала специальный сорт нефти North Dakota Sour продается по отрицательной цене: производитель доплачивает покупателю по пятьдесят центов за баррель.
Однако, по мере заполнения резервуаров, производство будет просто вынуждено реагировать. По оценкам экспертов консалтинговой компании IHS Markit Ltd., в канадской провинции Альберта имеются внутренние резервуары, которых достаточно для хранения количества нефти, соответствующего объему добычи всего за 3,2 суток. В центральной части Соединенных Штатов, включая Вайоминг, этот показатель соответствует 12,8 суткам добычи.
«Несомненно, добычу придется сократить или даже полностью остановить, – сказал Джим Берхард, глава отдела нефтяных рынков IHS Markit Ltd. – Вопрос заключается лишь в том, где именно и в каких объемах это будет происходить».