Президент России Владимир Путин поблагодарил министерство финансов США за помощь его стране в подготовке к глобальному экономическому кризису.
Непрекращающаяся череда экономических санкций и постоянная угроза того, что их будет еще больше, заставили российские власти на протяжении последних пяти лет наращивать резервы и сокращать свои долговые обязательства. В то время как правительства других стран готовятся к тому, что, возможно, станет самым глубоким экономическим спадом с 2008 года, подход России, которую можно сравнить с осажденной крепостью, толкающий ее экономику в стагнацию, начинает казаться хорошим предвидением.
Рейтинговое агентство S & P сохранило в четверг кредитный рейтинг России на уровне BBB- со стабильным прогнозом, хотя при этом оно понизило рейтинги целого ряда развивающихся рынков из-за падения цен на сырье.
«Предыдущие кризисы научили Министерство финансов и Центральный банк России как лучше подготовиться к ним, — говорит аналитик S & P Global Ratings Карен Вартапетов. — У них большой кризисный опыт».
Безусловно, зависимость России от экспорта сырьевых товаров означает, что ей не удастся избежать глобальной рецессии. Бюджет уже трещит из-за падения цен на нефть до 17-летнего минимума, а рубль в этом году упал на 21 процент.
Российские власти приняли ряд указов, запрещающих жителям покидать свои дома, за исключением чрезвычайных ситуаций, из-за распространения коронавируса, и такие ограничения вступили в силу в понедельник в Москве и некоторых других регионах. Российская экономика может сократиться на 5-10 процентов в этом году, если будет введен режим строгой изоляции, как предусмотрено в наихудшем сценарии, обсуждаемом правительством.
Санкции, введенные США и Европейским союзом в связи с присоединением Крыма к России в 2014 году, не позволяют многим российским государственным компаниям привлекать заемные средства за рубежом, в то время как меры, принятые Вашингтоном в прошлом году, не позволяет американским инвесторам покупать рублевые долговые обязательства. Ограничения привели к тому, что у России один из самых низких среди развивающихся рынков показателей соотношения долга к ВВП. В прошлом году министр финансов Антон Силуанов заявил, что у России достаточно резервов, чтобы прожить без внешних заимствований как минимум один год.
Между тем, Министерство финансов направляет избыточные доходы от налогов на экспорт нефти в гигантский фонд «на черный день», в результате чего Россия вышла на четвертое место в мире по величине международных резервов. До сих пор Путин не проявлял особой склонности использовать эти средства в качестве поддержки, объявив вместо этого план по увеличению бюджета за счет налогов на дивиденды и крупные банковские депозиты.
Непрерывная подготовка России к кризису дорого обходится ее экономике, которая за последние пять лет зашла в тупик. До вспышки коронавируса и резкого падения мировых цен на нефть Путин обещал повысить уровень жизни населения в этом году, увеличив расходы на решение этой задачи.
Одной из ответных мер России на санкции в 2014 году было введение ограничений на импорт некоторых продовольственных продуктов из США и Европы. Хотя это привело к резкому скачку внутренних цен, но при этом увеличилось производство сельскохозяйственной продукции, что сделало Россию более устойчивой к сбоям в мировой торговле.
«Россия хорошо подготовлена к этому совершенно новому этапу закрытия границ и остановки международных торговых и финансовых процессов, — сказала экономист московской компании «Ренессанс Капитал» Софья Донец. — У нее накоплены большие государственные резервы и достаточно высока доля продуктов местных производителей на рынке многих потребительских товаров, по сравнению с тем, что было раньше».