Источник перевод для mixednews – molten
Крупнейший нефтяной экспортёр на Ближнем Востоке совместно со вторым по величине потребителем нефти в мире (Китай), скооперировались, чтобы построить гигантский нефтеперерабатывающий завод. Этот новый завод планируется ввести в полную эксплуатацию в портовом городе Красного моря Янбу в 2014 году. За последние несколько лет Китай активно расширил торговлю с Саудовской Аравией, и в данный момент импортирует у неё больше нефти, чем США.
В 1973 году Соединённые штаты и Саудовская Аравия договорились о том, чтобы продавать саудитскую нефть в долларах США. Эта система нефтедоллара была принята почти всем миром и принесла американской экономике огромные выгоды. Но если Китай стал самым главным торговым партнёром для Саудовской Аравии, то почему она продолжает продавать нефть только в американских долларах?
Ниже эта сделка словами статьи в China Daily:
Сделка между Sinopec и саудитским нефтяным гигантом Aramco позволит запустить крупный нефтеперерабатывающий завод в порту Красного моря Янбу к 2014 году.
Совместное предприятие стоимостью около 8,5 миллиардов долларов и покрывающее территорию в 5,2 миллиона квадратных метров возводится уже сейчас. Завод будет перерабатывать 400 тысяч баррелей сырой нефти в день. Aramco будет владеть 62,5 процентами предприятия, а у Sinopec в собственности будет оставшихся 37,5 процентов.
В то время, когда США теряют перерабатывающие мощности, этот проект является впечатляющей инициативой.
Однако американская пресса по большей части игнорирует это событие.
Но Китай заключает сделки не только с Саудовской Аравией. Также он договаривается и подписывает соглашения с рядом других важных нефтедобывающих стран. Далее выдержка из недавней статьи Грегга Ласкоски:
Инвестиции Китая в нефтяную инфраструктуру и перерабатывающие мощности не имеют себе равных. И что ещё важнее, он проводит последовательную стратегию развития нефтеперерабатывающих заводов в партнёрстве с поставщиками ОПЕК. Такие отношения означают экономические рычаги, которые могли бы быстро превзойти отношения США с этими же странами.
Египет строит крупнейший НПЗ с участием инвестиций из Китая.
Вскоре после того, как было объявлено о партнёрстве с Египтом, Китай подписал $23-миллиардное соглашение с Нигерией о постройке в этой стране трёх НПЗ и топливного комплекса.
Все эти изменения могут иметь огромные последствия для будущего системы нефтедолларов.
Если вы не знакомы с этой системой, она не так уж сложна. По сути, вся нефть в мире торгуется за доллары. Происхождение нефтедолларовой системы подробно описано в недавней статье Джерри Робинсона:
В 1973 году между Саудовской Аравией и США был заключён договор, в соответствии с которым каждый баррель нефти, купленной и саудитов, будет деноминироваться в американском долларе. По новым правилам любая страна, которая захочет купить у Саудовской Аравии нефть, должна будет обменять свою национальную валюту на доллары США. В обмен на это США предлагали оружие и защиту её нефтяным месторождениям от соседних стран, в том числе и Израиля.
К 1975 году все страны ОПЕК согласились оценивать свои поставки нефти исключительно в долларах США в обмен на оружие и военную защиту.
Нефтедолларовая система немедленно создала искусственный спрос на доллар США по всему миру. И, разумеется, по мере роста потребности в нефти, росла и потребность в американском долларе.
Недавняя статья Марина Катусы перечисляет следующие выгоды для американской экономики от нефтедолларовой системы:
Система нефтедолларов стала блестящим политическим и экономическим решением. Оно заставило течь мировой поток денег за нефть через Федеральный резерв, создавая всё более растущий международный спрос как на американский доллар, так и на американский долг, одновременно с этим предоставляя США мировую нефть фактически бесплатно, поскольку стоимость нефти деноминировалась в валюте, которую контролировала и печатала Америка. Система нефтедолларов распространилась и за пределы нефтеторговли: основная часть международной торговли происходит в долларах США.
По мере роста спроса на нефть в 1980-х, рос и спрос на американский доллар, что поднимало американскую экономику на новые вершины, хотя внутри самих США никакого экономического успеха не было. Сильный доллар позволял американцам покупать импортные товары в огромных объёмах – система нефтедоллара создала субсидии для американского потребителя за счёт всего остального мира. И здесь, наконец, США постиг побочный эффект: доступность дешёвого импорта сильно ударила по промышленному сектору, и исчезновение промышленных рабочих мест сегодня остаётся одной из главных проблем в реструктуризации сегодняшней американской экономики.
Если Саудовская Аравия решит продавать нефть не в долларах США, большинство нефтедобывающих стран Ближнего Востока быстро последуют её примеру.
Тренд ухода от доллара уже многими странами очевиден. Правление доллара США в качестве резервной валюты в мире подходит к концу. Развёртывание этого процесса отнимет некоторое время. Однако конец доллару в качестве резервной валюты придёт в течение следующих пяти лет.
Так что в следующие годы внимательно наблюдайте за Саудовской Аравией.
Когда она объявит о выходе из нефтедолларовой системы, это станет мощным начальным толчком для мировой финансовой системы и будет иметь крайне неприятные последствия для американской экономики.
Уровень нашего сегодняшнего благосостояния был бы невозможен без системы нефтедоллара. Когда эта система рухнет, куча экономических проблем США проявят себя со своей самой неприглядной стороны.