22 апреля министры иностранных дел Ирана, России и Турции провели успешную видеоконференцию. Цель этого мероприятия состояла в том, чтобы остановить кажущееся нескончаемым насилие в Сирии. Это последний пример продолжающегося сотрудничества между странами, традиционно считающимися оппонентами.
Еще раньше, 5 марта, Россия и Турция договорились о прекращении огня. Этому предшествовала опасная эскалация насилия. Возмездие за гибель шестидесяти турецких войск включало усилению поддержки со стороны Анкары уцелевших повстанческих группировок в Сирии и серию сокрушительных атак беспилотников на сирийские правительственные войска.
Решение Владимира Путина в 2015 году направить российских военных для участия в боевых действиях в Сирии способствовало устойчивому усилению влияния России в регионе. Помимо приобретения ряда преимуществ, Москва помогла значительно укрепить власть президента Сирии Башара Асада.
Исторически складывалось так, что Москва всегда была озабочена обеспечением безопасности своих границ, прежде всего в Восточной Европе, и вообще воздерживалась от отправки своих военных далеко за пределы страны. Путин отказался от этого традиционного подхода, и Россия стала бесстрашным игроком в военной сфере на Ближнем Востоке.
Россия имеет давнюю историю участия в делах нестабильных регионов, в том числе в Сирии. Серьезный Суэцкий кризис 1956 года привел к разрыву между западными союзниками, поскольку администрация Эйзенхауэра отказалась поддержать нападение объединенных сил Великобритании, Франции и Израиля с целью отвоевать Суэцкий канал и захватить Синайский полуостров у националистического Египта.
С того времени и до окончания холодной войны Москва пользовалась большим влиянием в регионе. Хафез Асад, отец нынешнего президента Сирии, принял участие в организации успешного военного переворота в 1963 году. К 1970 году он упрочил свои позиции и, став главой государства в результате очередного переворота, правил до 2000 года. По иронии судьбы, учитывая сегодняшние события, он считается относительно умеренным лидером и успешным преобразователем экономики, хотя и диктатором.
Сирия установила тесное военное партнерство с Египтом, и в октябре 1973 года обе страны начали войну против Израиля. Война Судного дня проходила на фоне обострения американо-советского ядерного противостояния. Этот кризис, возможно, был таким же опасным, как и Кубинский ракетный кризис в октябре 1962 года, хотя и оказался почти полностью вне поля зрения общественности, в отличие от конфронтации из-за размещения советских ракет на Кубе.
Американский внутриполитический кризис Уотергейт подробно описан в воспоминаниях чиновников администрации Никсона. Из них можно сделать несколько обоснованных выводов.
Во-первых, Никсон настойчиво исходил из насущной необходимости предоставить помощь Израилю. В то же время на Израиль оказывалось давление, чтобы он проявил больше сдержанности в отношении попавших в окружение египетских войск. Короче говоря, жизненно важные интересы США в регионе были четко признаны и соблюдены.
Во-вторых, были предприняты заметные шаги, чтобы продемонстрировать военную решимость США: бомбардировщики B-52 были переброшены с Гуама в США, а 82-я воздушно-десантная дивизия была приведена в боевую готовность.
В-третьих, США в конечном итоге не пошли на предложенный Советским Союзом совместный «кондоминиум». Интересы обеих сторон были слишком разные. Это напрямую связано с дипломатическими усилиями Путина по расширению международного сотрудничества по Сирии. Москва не видит причин привлекать к этому США.
Президент Джимми Картер выступил посредником в деле установления мира между Египтом и Израилем. Президент Джордж Буш-старший и государственный секретарь Джеймс Бейкер начали сложные многосторонние переговоры, которые привели к частичному примирению Израиля и Палестины. В этот процесс была вовлечена и Москва.
Президент Барак Обама и его администрация придерживались в основном риторического подхода в отношении продолжающейся жестокой гражданской войне в Сирии. Его заявление о том, что за применением Сирией отравляющих газов последует возмездие, оказалось пустым звуком.
Путин немедленно воспользовался этой возможностью и добился от Дамаска заявления об отказе от химического оружия. Это событие ознаменовало конец серьезного влияния США.