Как совладать с угрозой «гиперзвука»

Гиперзвуковые вооружения, и особенно гиперзвуковые крылатые ракеты – звучит устрашающе. Вполне вероятно, что они способны обойти любые существующие средства противоракетной обороны и достичь почти любой точки на планете в течение получаса. О них говорят как об оружии, «меняющем правила игры» и нередко называют «неотразимыми». Особую тревогу у высших должностных лиц в США вызывает тот факт, что Россия и Китай, судя по всему, обладают значительным преимуществом перед Америкой в области гиперзвуковых технологий. Дело в том, что они придают приоритетное значение разработкам и испытанию нового вида вооружений уже на протяжении нескольких лет, в то время как в Соединенных Штатах этого не делали до недавнего времени.

Несмотря на эту массовую шумиху, эффект, который в конечном итоге окажет гиперзвуковое оружие на военную стратегию, будет, вероятно, гораздо более приглушенным, чем принято считать на данный момент. Ключевые технические проблемы остаются нерешенными, и, хотя технические возможности этого оружия наводят на мысль о весьма серьезных последствиях, на самом деле оно вызывает гораздо меньше тревоги, будучи поставленным в один контекст с угрозой существующего ракетного арсенала, и особенно ядерного оружия, которое обладает еще большей разрушающей способностью. Кроме того, есть веские основания считать, что эти вооружения мало что изменят в существующем балансе сил и едва ли создадут слабые места в обороне США, которых сейчас не существует.

Более масштабная проблема, касающаяся как гиперзвуковых вооружений, так и существующего ядерного оружия, заключается в отсутствии политической воли к поддержанию и соблюдению международных соглашений, запрещающих или ограничивающих применение таких видов вооружений. Эта критика адресована всем трем государствам, которые в настоящее время обладают гиперзвуковым оружием: США, России и Китаю. Вместо того, чтобы тратить многие миллионы, а возможно и миллиарды долларов на ненужную гонку вооружений, эти три державы в гораздо большей степени способствовали бы защите собственных интересов безопасности, а также интересов международного сообщества, если бы взяли на себя обязательства в области открытого и верифицируемого обмена информацией и взаимного контроля над вооружениями.

Министерство обороны США 19 марта сообщило об успешном испытании гиперзвукового планирующего летательного аппарата. После запуска с тихоокеанского ракетного полигона на Кауаи, одном из гавайских островов, гиперзвуковой планер C-HGB совершил полет на гиперзвуковой скорости и достиг точки назначения.

Россия провела успешные испытания своего ракетного комплекса «Авангард» с гиперзвуковым управляемым боевым блоком еще в конце декабря 2019 года. Президент России Владимир Путин похвастался тогда, что «Авангард» является «неуязвимым для любых существующих и перспективных средств противоракетной обороны потенциального противника». В то время как официальные лица в Соединенных Штатах выступили с опровержением по поводу российских заявлений о практической неотразимости «Авангарда», аналитики отмечают, что Россия в настоящее время действительно лидирует в разработке этой технологии.

Китай также разрабатывает гиперзвуковое оружие, и именно он стал первой страной, объявившей о создании «гиперзвуковой ракеты». Речь идет о ракете «Дунфэн» DF-17, которую впервые продемонстрировали миру во время военного парада, посвященного национальному празднику, Дню образования КНР, в 2019 году. Несмотря на то, что DF-17 характеризуется как гиперзвуковая, на самом деле это баллистическая ракета средней дальности, специально предназначенная для запуска  гиперзвуковых планирующих летательных аппаратов. Публичная информация о DF-17 крайне скудна, и некоторые эксперты высказывают сомнения в том, что это оружие предоставляет Китаю дополнительные возможности по сравнению с уже существующим ракетным арсеналом, особенно учитывая его внушительную коллекцию баллистических ракет.

В настоящее время только Соединенные Штаты, Россия и Китай располагают гиперзвуковым оружием. Этот тип вооружений подразделяется на две категории: гиперзвуковые крылатые  ракеты и глайдеры, которые устанавливаются на баллистические ракеты, такие как российский «Авангард» или американский C-HBG. Баллистическая  ракета служит для того, чтобы поднять глайдер в самые верхние слои атмосферы, где после запуска он может маневрировать на протяжении нескольких тысяч километров, прежде чем направиться к своей цели. Эксперты в области вооружений отмечают, что скорость и маневренность этого оружия трудно переоценить, и высока вероятность того, что существующие радары просто не способны его обнаружить.

Что касается США, C-HBG будет служить базовой платформой для  разработки гиперзвукового оружия. Успешные испытания в марте помогли чиновникам из Министерства обороны несколько умерить критику по поводу того, что Соединенные Штаты отстали от своих главных стратегических конкурентов, Китая и России, в столь важной сфере. Гиперзвуковое оружие теперь является одним из важнейших приоритетов для Пентагона, который надеется развернуть наступательные гиперзвуковые вооружения к середине нынешнего десятилетия.

Успехи Китая и России в разработке и испытаниях гиперзвукового оружия вызвали серьезную озабоченность в Министерстве обороны США. Однако, военные эксперты расходятся во мнениях по поводу того, действительно ли это оружие означает революционный прорыв, меняющий правила игры, как утверждают некоторые официальные лица и аналитики. Так, Майкл Унбехауэн, который работал на протяжении своей военной карьеры в Стратегическом командовании Вооруженных сил США, недавно заявил, что гиперзвуковое оружие не приведет к столь серьезным последствиям, и рассматривать его как фактор, меняющий правила игры, значит недооценивать существующие слабые места в обороне США. В то же время, по его словам, «пока Соединенные Штаты были целиком заняты войнами с повстанческими формированиями в Ираке и Афганистане, Россия и Китай активно разрабатывали средства создания бесполетных зон (A2/AD) и гиперзвуковое оружие».

Недавно офицер инженерного подразделения ВМС США Райан Хилгер высказал схожую точку зрения: «На нынешнем начальном этапе развития гиперзвуковых вооружений, Военно-морские силы США совершенно не подготовлены к отражению этой угрозы. Почти десять лет бюджетных сокращений и почти двадцать лет операций поддержки в глобальной войне с международным терроризмом истощили американский флот и замедлили его технологическое развитие».

До недавнего времени, если говорить о Соединенных Штатах и России, наиболее логичным договором, который мог бы граничить или запретить развертывание гиперзвуковых вооружений, был Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) от 1987 года. Однако, администрация Трампа 2 августа 2019 года объявила о выходе США из договора о РСМД, сославшись на систематические нарушения со стороны Москвы. Предыдущие американские администрации, даже при Рональде Рейгане и Бараке Обаме, сталкивались с аналогичными ситуациями, но каждый раз приходили к решению о необходимости оставаться в рамках достигнутых договоренностей и более настойчиво требовать от советских и российских партнеров строгого соблюдения своих обязательств.

Критики договора о РСМД утверждали, что он изжил себя, и в доказательство приводили два аргумента: во-первых, по утверждению США, Россия постоянно нарушает договор, а во-вторых, он не решает проблемы постоянно растущего китайского арсенала ракет средней дальности. Последнее имеет особое значение, поскольку упомянутый двусторонний договор не применяется к Китаю, который в настоящее время располагает весьма обширное коллекцией ракет и практически не проявляет заинтересованности в присоединении к международным соглашениям по ограничению или регулированию производства и развертывания этого вида оружия.

На данный момент, Соединенные Штаты, Россия и Китай заявили, что они не будут оснащать свои гиперзвуковые ракеты ядерными боеголовками, хотя Россия, и, в несколько меньшей степени, Китай, высказались по этому вопросу не вполне ясно. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III) от 2010 года, как и Договор о РСМД, является двусторонним и не распространяется на Китай или другие государства.

Успех договора о РСМД на первом этапе привел к значительному сокращению количества ядерного оружия и позволил двум самым мощным военным державам мира удостовериться в том, что каждый из них выполнят взятые на себя обязательства. Благодаря обмену информацией и инспекциям на местах, этот процесс постепенно привел к укреплению взаимного доверия и ослаблению напряженности в двусторонних отношениях. В итоге, благодаря этому соглашению мир стал более безопасным, а международный порядок более стабильным. Лидеры Соединенных Штатов, России и Китая проявили бы государственную мудрость, если бы договорились о применении аналогичной модели к гиперзвуковому оружию, вместо того, чтобы продолжать бессмысленную эскалацию расточительной гонки вооружений.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий