Дональд Трамп, мягко говоря, не принадлежит к числу больших поклонников международных соглашений. Среди множества примеров, подтверждающих этот аргумент, можно назвать выход из СВПД (соглашения по ядерной программе Ирана), Парижского соглашения по борьбе с климатическими изменениями и Договора об ограничении ракет средней и меньшей дальности в Европе (РСМД). Теперь его администрация, судя по всему, готова отказаться от последних остатков российско-американской системы контроля над ядерными вооружениями. Речь идет о Договоре об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-III, который на Западе известен под названием New START.
Разумеется, стопроцентной защитой от ядерной войны могла бы стать только полная ликвидация ядерных вооружений. Но в то же время мы не должны игнорировать значения международных договоренностей, обеспечивших шесть десятилетий успешного контроля над ядерными вооружениями. В середине восьмидесятых годов активные ядерные арсеналы Соединенных Штатов и Советского Союза в общей сложности составили более 60 тысяч боеголовок, что в восемь раз превышает нынешний уровень. На данный момент Соединенные Штаты и Россия в совокупности обладают 7110 активными боеголовками. Следует понимать, что это все равно слишком много, но процесс шел в правильном направлении, а без договора СНВ-III будет чрезвычайно сложно добиться дальнейших сокращений. В Новом докладе некоммерческой организации «Women’s Action for New Directions» (WAND) подчеркивается чрезвычайная опасность подобного сценария.
Вместо того, чтобы разрушать договор, администрация Трампа должна сделать один простой шаг – пролонгировать его на пять лет после истечения нынешнего срока действия в 2021 году. СНВ-III по-прежнему предусматривает сохранение в арсенале каждой из сторон 1550 развернутых боеголовок, что гораздо больше, чем необходимо для прекращения жизни на планете, какой мы ее знаем. Но этот договор является краеугольным камнем для дальнейшего сокращения американского и российского ядерных арсеналов и единственным инструментом против новой гонки ядерных вооружений в стиле холодной войны.
В то время как Россия заявляет о готовности продлить договор прямо сейчас, до истечения срока действия, администрация Трампа откладывает решение на том основании, что в новую версию договора обязательно должен быть включен Китай. Однако, как отмечается в докладе WAND, суть этого маневра в том, чтобы «отсрочить и поставить под угрозу пролонгацию договора CНВ-III», превратив потенциальные переговоры в попытку «выполнить невероятную задачу в нереальные сроки». Если в какой-то момент сложатся условия для продолжения серьезных переговоров с Китаем о сокращении ядерных вооружений, это должно произойти после продления срока действия CНВ-III.
США и Россия фактически уже втянуты в гонку вооружений. Со стороны США речь идет о планах, предусматривающих выделение астрономической суммы в 1,7 триллиона долларов или даже более, в течение трех ближайших десятилетий, на создание нового поколения бомбардировщиков, ракет и подводных лодок с ядерным оружием на борту, а также соответствующих боеголовок. Теоретически, все это будет происходить в рамках тех количественных параметров, что установлены договором CНВ-III. Однако, без этого договора все ограничения будут сняты и увеличение количества активных боеголовок может привести к тому, что сотни дополнительных миллиардов долларов прибавятся к и без того возмутительным и неприемлемым объемам уже предусмотренных затрат.
В докладе организации WAND значение пролонгации договора об ограничении стратегических наступательных вооружений CНВ-III формулируется следующим образом: «Администрация Трампа может достичь легкой внешнеполитической победы, уже сегодня вполне достижимой, если вступит в переговоры с русскими о немедленной пролонгации договора на ближайшие пять лет. Это позволило бы сохранить глобальные количественные параметры ядерных арсеналов и снизить риск полномасштабной гонки ядерных вооружений в краткосрочной перспективе. Кроме того, Америка получила бы необходимое время для поиска дипломатического решения, которое могло бы существенно ограничить развертывание новых экзотических российских систем, и, возможно, договориться с Китаем о его присоединении к новому официальному договору о контроле над вооружениями».