В Ливии Россия и Турция продолжают войну XIX века

Россия и Турция в последнее время идут на явную эскалацию в своей войне на двух фронтах за роль главной силы на Ближнем Востоке. Две державы-соперницы ведут эту игру на протяжении нескольких веков, но на этой неделе ситуация заметно обострилась, когда Россия развернула реактивные истребители в Ливии и ввела их в гражданскую войну, продолжающуюся больше года.

У русских давние воспоминания о турках как о заклятых врагах. Они помнят, как царская Россия воевала с Османской империей в кровопролитной Крымской войне. Турки-мусульмане воевали с христианской армией Российской империи за черноморский полуостров, причем от эпидемии азиатской холеры в той войне погибло даже больше солдат, чем на полях сражений.

Турция тогда победила. Однако, сегодня Россия вновь присоединила Крым. Крымская война XXI века была тем самым плавильным котлом, в котором сформировались российско-турецкие антагонизмы и их имперские мечты, возродившиеся в XXI веке.

И Россия, и Турция стремятся извлечь для себя выгоды из слабости сокращающегося Европейского Союза, солипсизма Соединенных Штатов и сосредоточенности Китая на консолидации власти в собственном ближнем зарубежье. Глобальная пандемия дает возможность этим двум амбициозным державам укреплять свои позиции и заявлять новые претензии на влияние.

Сирия и Ливия могут показаться кому-то «утешительным призом проигравшему», но то, что сегодня происходит в Дамаске и Триполи, имеет большое значение. Прежде всего, безусловно, это имеет значение для жертв неизбирательных убийств. Люди тяжело пострадали в Ливии от жестоких режимов Асада-отца и Асада-сына, и особенно после 2011 года, когда сирийская версия «арабского пробуждения» была быстро раздавлена. Фотографии тотальных разрушений в Эр-Ракке и Алеппо напоминают Берлин после Второй мировой Войны.

Русские совершали воздушные налеты и наносили удары по больницам, школам и любой инфраструктуре, обеспечивавшей выживание и убежище. Поддерживаемый Москвой режим Башара аль-Асада стремился к полному уничтожению и капитуляции повстанческих группировок. Большая часть нации была поставлена на колени Путиным и Асадом.

Единственная надежда на нормализацию обстановки и мир была на северо-востоке Сирии, населенном преимущественно курдами, где до 2018 года Америка поддерживала минимальное военное присутствие, которое давало максимальный эффект. Это были относительно безопасные военные инвестиции США в свою активную роль в будущем региона. Присутствие контингента США гарантировало безопасность самых надежных борцов против террористической группировки ДАИШ (ИГИЛ) в Сирии, курдов.

То, что разрушило все эти надежды, не было российской бомбардировкой или вторжением сирийских правительственных войск. Все прежние гуманитарные усилия Америки и хрупкое равновесие сил были уничтожены одним-единственным неожиданным звонком из Белого дома турецкому президенту Реджепу Тайипу Эрдогану. В чем была суть разговора? Очень просто: Америка уходит и уступает место Турции.

Вывод американских войск стал для Турции приглашением делать все, что им заблагорассудится. А какова была цена? Жизни сирийцев, региональная стабильность, авторитет Америки и доверие союзников. Не говоря уже о том, что этот безответственный шаг привел к обострению напряженности в соседних странах и крушению надежд на прочный мир в обозримом будущем. Россия и Турция продолжают свою жестокую геополитическую игру в Сирии, испытывая волю друг друга к захватническим действиям.

Москва и Анкара, вступившие в схватку за влияние, нефть и расширение присутствия в Средиземноморском регионе, теперь сошлись в вооруженном конфликте в Северной Африке. Ливия – новый театр военных действий для наемников и современных имперских войск. Развертывание Россией современных истребителей свидетельствует о том, что дела союзника Москвы, лидера оппозиции фельдмаршала Халифы Хафтара, идут из рук вон плохо.

В качестве ставленников Турции и России выступают две основные силы Ливии. Одна из них, признанное ООН ливийское правительство национального согласия, пользуется поддержкой Турции и сражается не на жизнь, а на смерть. Другая – повстанческая группировка Хафтара, базирующаяся в Бенгази, которая действует при поддержке России. Хафтар претендует на легитимность и поддержку народа, добивается международного признания, и до недавнего времени ему удавалось быстро приближаться к столице Ливии, Триполи. Город находится в ужасном положении.

Ливийское беззаконие и насилие делают эту страну неуправляемой. Она превращается в идеальное место для торговцев наркотиками, живым товаром, оружием, ворованной нефтью, а также мародеров, терроризирующих невинных граждан.

Между тем, Россия и Турция усиливают позиции своих ливийских «партнеров» и делают вид, что заключают соглашения о прекращении огня. Перерывы в военных действиях позволяют воюющим группировкам восстанавливать силы и взывать к сочувствию международного сообщества, в надежде получить преимущества в этой бесконечной войне.

Владимир Путин жаждет возвращения эпохи Советского Союза. Эрдоган мечтает об утраченной славе и могуществе Османской империи. Оба лидера сталкиваются с серьезными проблемами у себя дома, поскольку кризис, вызванный пандемией коронавируса, распространяется в обеих странах. В такие тревожные времена нет ничего лучше, чем отвлекающая внимание общества война за рубежом против традиционного врага. Пока Турция и Россия только разогреваются.

Президенты воюющих держав извлекают выгоду, играя на национальной гордости своих народов. А проигравшие в этих бессмысленных и напрасных войнах – миллионы гражданских лиц. Прошлые выходные напомнили нам о том, что Дни памяти приходят и уходят, но воспоминания о тяготах и ужасах войны со временем неизбежно стираются – даже несмотря на то, что глобальные конфликты вспыхивают снова.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий