Не обвиняйте Россию в жестокости американской полиции

Сегодня, почти четыре года спустя после прихода к власти администрации Трампа, Россия приобрела в глазах многих критиков президента беспрецедентное значение и влияние. После провалившегося судебного разбирательства по делу об импичменте, обвинение России даже в самых сложных и  глубоко укоренившихся внутренних проблемах Соединенных Штатов остается обычным явлением среди наиболее активной части американских либералов и сторонников Демократической партии. В этой ситуации неудивительно, что такая же теория преобладает в социальных сетях и новостных СМИ, поскольку лидеры обвиняют «агитаторов извне» в разжигании насилия в ходе протестов, охвативших большую часть американских городов в ответ на убийство Джорджа Флойда полицейскими в Миннеаполисе. В такой момент, когда последствия многолетней истории полицейского расизма в США разрывают страну на части, давно пора признать факт, что политическая ситуация в Америке, включая избрание Дональда Трампа – прежде всего, результат нашей собственной ошибки.

Разумеется, Соединенные Штаты и Советский Союз, а затем и Россия, имеют за плечами долгую историю взаимного использования внутренних проблем геополитического конкурента для усиления своей пропаганды и критики. Обе стороны всегда стремились влиять на внутреннее общественное мнение друг друга и исход политических споров, включая выборы, прибегая для этого как к открытым, так и к тайным маневрам, нередко используя видных деятелей, которые во всеуслышание выступают против действий своего правительства. Расизм в Соединенных Штатах, в частности, дал много поводов Советскому Союзу для осуждения капитализма, Америк и Запада в целом.

Однако, многое изменилось со времен холодной войны. Нельзя сказать, что сегодня США и Россия, будучи капиталистическими странами, представляют две соперничающие между собой мировые системы, как это было в советскую эпоху. Помимо чудаковатого актера Жерара Депардье, существует довольно мало громких случаев «перехода на сторону противника» между Россией и Западом. И все же здесь, как и везде, остается желание объяснить американо-российские отношения в терминах холодной войны, включая геополитические последствия внутренних разногласий. В отсутствие явного идеологического противника, любая левая и прогрессивная организация  США по-прежнему считается антиамериканской. Инакомыслие осуждается как порождение злонамеренного иностранного влияния, которое угрожает базовым американским интересам.

Последствия этой тенденции сегодня не менее пагубны, чем во времена холодной войны. Когда Россия – невероятно коварный враг, скрывающийся за всеми без исключения разногласиями и проявлениями инакомыслия, любое протестное движение или любая попытка призвать к реформам становятся подозрительными. На международном уровне такой подход к американо-российским отношениям заставляет рассматривать внутреннюю политику как игру с нулевой суммой, то есть «кто кого», где любые внутренние разногласия могут служить только на пользу врагу. Если у вас есть надежда на то, что мир сможет преодолеть такие масштабные проблемы как распространение ядерного оружия или климатические изменения, это очень плохая новость.

Это вовсе не значит, что попытки оказать скрытое влияние между двумя странами полностью прекратились. Но в то же время, отказаться от борьбы с  глубоким социальным и политическим расколом, характерным для американского общества в 2020 году, значит отказаться от одной из главных задач политики: понимания устремлений и приоритетов других людей, чья судьба связана с вашей. Стремление обвинять во всем некую внешнюю, всемогущую и таинственную угрозу само по себе является тревожным симптомом болезни, от которой страдают Соединенные Штаты.

Речь идет о предпочтении тотальной фальсификации действительности тяжелой работе по развитию политической программы, основанной на общих интересах, привлечению лидеров к ответственности за их явные и наиболее грубые публичные нарушения закона и обман доверия общественности. Кроме того, эта болезнь проявляется в чрезвычайно пренебрежительном отношении к организаторам и участникам акций протеста, которые рискуют жизнью, выходя на улицы, чтобы противостоять насилию со стороны полиции.

Этот аргумент отнюдь не нов. Но я привожу его в надежде, что мои слова прочтут многие молодые специалисты по внешней политике, потому что это очень важно для будущего США. Традиционно, американскую внешнюю политику формирует довольно небольшая группа экспертов. Общественность редко получает возможность полностью разобраться в их решениях, не говоря уж о том, чтобы как-то влиять на них. Сейчас мы видим, что отсутствие понимания перерастает в паранойю, поощряемую теми, кто отвлекает внимание общества от своей собственной деятельности и структур, из которых они извлекают выгоды,  и поддерживаемую теми, кому не хватает смелости увидеть Соединенные Штаты такими, какие они есть. Мы  не можем позволить будущему нашей внешней политики попасть в ту же ловушку. Если наша цель состоит в том, чтобы изменить мир к лучшему, мы должны сделать своими приоритетами прозрачность и ответственность, как дома, так и на мировой арене.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий