Еще в ноябре 2019 года, когда многие эксперты предостерегали о том, что в ближайшее время может произойти вспышка нового коронавируса, руководство НАТО хвасталось, что европейские страны-члены альянса, включая Великобританию, а также Канада, увеличили свои военные бюджеты в среднем на 4,6 процента. Другими словами, речь идет о дополнительных 130 миллиардах долларов за период с 2016 года. Это означает, что увеличение военных расходов фактически происходит за счет здравоохранения, которое в последнее время активно приватизируется во всем мире.
По крайней мере, 2 процента военных расходов стран НАТО направляется на финансирование деятельности самой организации. А между тем эксперты предупреждают, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) «продолжает испытывать беспрецедентный финансовый стресс». В то же время, несмотря на горячие дебаты, политическая элита США решила обогатить военную индустрию и Пентагон. Рекордный бюджет Министерства обороны США включает в себя контракт с компанией BAE Systems в объеме 139 миллионов долларов на создание прототипов ракет THAAD, начиная с 2021 финансового года. Это происходит в тот самый момент, когда администрация объявляет о прекращении финансирования ВОЗ.
НАТО заботится о себе, оставаясь одной из оккупационных сил в Афганистане, едва ли не самой бедной и обездоленной стране на планете. Руководство альянса называет уровень защиты своих военнослужащих «первоклассным». В то же время, не слышно никаких заявлений об афганском населении, которое живет под оккупацией НАТО, и о ситуации с коронавирусом в этой стране. Между тем, если бы международное право имело какое-то значение, то следовало бы признать, что это население находится в зоне ответственности НАТО. Гораздо важнее, что эта страна расположена близко к российской границе.
Переместимся в Европу. Ударная группа НАТО в Литве расположена в непосредственной близости от границы с российским эксклавом, Калининградской областью. Кроме того, Литва граничит с последним европейским союзником России, Беларусью, которая также вскоре может оказаться под контролем НАТО. Общая численность ударной группы составляет 1200 человек, представляющих восемь европейских стран. Руководство НАТО называет ее создание «самым значительным укреплением коллективной обороны Североатлантического альянса за последние десятилетия».
Начиная с 11 мая, ударная группа передового базирования НАТО проходила совместную подготовку с британскими и испанскими пилотами, действовавшими с авиабазы в Шауляе, в рамках миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Балтии. В этих тренировках были задействованы также немецкие и норвежские передовые авиационные наводчики (ПАН). Так в НАТО называют солдат, действующих в непосредственной близости от противника и специализирующихся на наведении авиации на цели. Кроме того, в них участвовали британские истребители Eurofighter Typhoon и многоцелевые истребители-бомбардировщики McDonnell Douglas F/A-18 Hornet испанских ВВС.
А может быть, вместо того, чтобы подвергать собственное население риску ядерного уничтожения, неминуемого в случае войны с Россией, литовскому правительству, как и остальным странам Запада, следовало бы потратить свои бюджеты НАТО на здравоохранение? Из-за отсутствия адекватной системы государственного здравоохранения Литва ввела жесткие меры изоляции для предотвращения распространения Covid-19. Издание Baltic media в прошлом году сообщало о «дорогостоящей и неэффективной сети» больниц в стране. Политические лидеры «на протяжении многих лет не могут приступить к решению этой проблемы».
Польша, как и Литва, имеет общую границу с Калининградской областью. Кадровая политика НАТО едва ли способна опровергнуть теорию заговора, согласно которой Covid-19 является биологическим оружием. Подполковник польской армии Петр Ванча командует Объединенной совместной группой НАТО по химической, биологической, радиологической и ядерной защите. Руководство НАТО недавно заявило, что Ванча, заместитель командира 4-го химического полка Вооруженных сил Польши, является экспертом «в эпицентре борьбы против пандемии коронавируса».
Идея направить эксперта по биологическому оружию «в центр борьбы с Covid-19» на границе с Россией выглядит по меньшей мере странно и даже как-то некрасиво. Тот факт, что Ванча руководит реакцией вооруженных сил Польши на пандемию, в том числе дезинфекцией госпиталей в Воломине и Плонске, одновременно возглавляя Объединенную совместную группу НАТО по химической, биологической, радиологической и ядерной защите, указывает на то, что граница между военными и гражданскими сферами в этом случае явно размыта.
В то время как Польша и Соединенные Штаты намерены потратить 1,5 миллиарда долларов в период до декабря 2022 года на ракеты Patriot производства американской компании Raytheon, нацеленные на Россию, система здравоохранения Польши оставляет желать лучшего. Европейская комиссия в своем докладе отмечает такие недостатки как «долгое время ожидания медицинских услуг, плохие условия труда и низкий уровень оплаты труда медицинских работников» в Польше. В 2015 году, согласно этому докладу, «в стране на тысячу человек приходилось всего 2,3 практикующих врача (что является самым низким показателем для Европейского Союза) и 5,2 практикующих медсестер».
На Балтийском море Россия является стратегически уязвимой через Финский залив. Командир Постоянной группировки НАТО по противоминной защите Хенниг Кнудсен-Хауге говорит, что «Балтийске море имеет огромное стратегическое значение для НАТО и стран-партнеров, в связи с чем этот район является приоритетным с точки зрения военных операций». Недавно военные стран НАТО завершили свои международные противоминные учения Open Spirit без участия России в этом стратегически важном районе. Они проводятся ежегодно на основе ротации в Эстонии, Латвии и Литве. В этом году в маневрах принимали участие также корабли из Германии, Нидерландов и Норвегии, которая имеет общую границу с Россией на северо-востоке.
Латвия граничит с континентальной частью России и, таким образом, является важным стратегическим партнером НАТО, а также представляет значительную угрозу для России. «Постоянная морская группировка НАТО (Group 1) находились в территориальных водах Латвии во время учений, а также присоединилась к ним на один день, – сообщает командование НАТО. – Они в последнее время дислоцировались в Финляндии, проводя совместные учения с военно-морскими и военно-воздушными силами этой страны, а также миссией НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Балтии». Финляндия также имеет протяженную общую границу с Россией.
Соединенные Штаты и их союзники обостряют угрозу ядерного апокалипсиса, продолжая беспокоить Россию своими непрерывными провокационными действиями, подобными тем, о которых сказано выше. На фоне этих постоянных угроз границы между миром и войной постепенно стираются. В то же время, 5 мая управление Организации Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов (УКГВ ООН) запросило экстренную помощь в воздушной перевозке «гуманитарной помощи и пациентов» у Евроатлантического координационного центра ликвидации чрезвычайных ситуаций НАТО. Перечень пунктов назначения включает Эфиопию, Гану и Южную Африку. Для решения проблем необходимо два рейса в неделю. Организации ООН вполне могли бы справиться с этим сами, если бы их бюджеты не были сокращены ради наращивания военных расходов НАТО.