В то время как все большее число итальянцев отказываются от своих масок и возмущенно объявляют введенный правительством карантин, а также прочие ограничения, введенные для борьбы с пандемией, мошенничеством, архитектор шведской сверхмягкой реакции на вспышку коронавируса, вызвавшей много противоречий, признался в интервью шведскому радио, что его стратегия – стремление обеспечить популяционный иммунитет к Covid-19 через массовое заражение – привела к слишком большому количеству смертей.
Тем не менее, он не намерен заходить так далеко, как другие страны, которые ввели жесткие меры изоляции, ставшие причиной почти полной остановки мировой экономики на три месяца.
«Если бы мы столкнулись с этой болезнью, имея все те знания, которые у нас есть сегодня, я думаю, наш ответ был бы где-то посередине между тем, что сделала Швеция и тем, что сделал остальной мир», – сказал главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл, который порекомендовал правительству не закрывать границы страны и не вводить жестких ограничений. Исключением был запрет на собрания, численность которых превышает 50 человек. В отличие от жителей большинства стран, шведы могли посещать рестораны, свободно делать покупки, заниматься в тренажерных залах и отправлять своих детей в школу на протяжении всех последних недель, когда в мире бушевала пандемия Covid-19.
В результате Швеция почти в четыре раза опередила своих скандинавских соседей по уровню смертности в расчете на душу населения. Скользящий средний семидневный показатель количества подтвержденных смертей на миллион человек, по данным издания Independent, в Швеции почти вдвое выше, чем в Соединенных Штатах и в пять раз выше, чем во Франции.
«Очевидно, что у нас в Швеции имеется потенциал для совершенствования мер борьбы с пандемией», – сказал Тегнелл.
Эти комментарии, судя по всему, огорчили некоторых членов правительства. Министр здравоохранения и социального обеспечения Швеции Лена Халленгрен сказала, что Тегнелл «до сих пор не может дать точного ответа о том, какие другие меры следовало бы предпринять». «Я думаю, что этот вопрос остается открытым», – заявила Халленгрен.
Тегнелл изменил свою аргументацию по поводу того, что жесткие и внезапные меры изоляции являются неэффективными в долгосрочной перспективе, в то время как в понедельник премьер-министр Стефан Лёвен пообещал начать дополнительное исследование, чтобы выработать меры урегулирования кризиса до лета.
В то же время, имеется мало свидетельств того, что отказ от введения мер изоляции на самом деле помог экономике Швеции, поскольку министр финансов Магдалена Андерссон недавно заявила, что страна переживает тяжелейший экономический кризис со времен Второй мировой войны. Согласно прогнозам, ВВП в 2020 году может снизиться на 7 процентов, то есть примерно так же, как и в остальных странах Европейского Союза.
Консерватор-депутат Джимми Аекссон, лидер партии «Шведские демократы», выступающей против нелегальной миграции, написал в своем Твиттере, что эти комментарии Тегнелла «шокируют». «В течение многих месяцев критиков его стратегии постоянно игнорировали. Швеция все делает правильно, а остальной мир ошибается. И вот теперь вдруг такое!», – пишет он.
Возможно, кто-то, наконец, предложит стратегию, которая будет предусматривать изоляцию тех, кто в наибольшей степени подвержен риску, и позволять остальной части населения принимать самостоятельные решения относительно собственного здоровья.