В современном мире трудно кого-либо удивить такими мерами, как еще один экономический удар в виде пакетоа санкций. Группа американских сенаторов от обеих партий выразила намерение поставить еще одну палку в колеса проекта газопровода «Северный поток-2» мощностью 55 миллиардов кубометров в год. Новый законопроект предусматривает внесение поправок в закон «Об энергетической безопасности Европы» от 2019 года, расширив его действие на организации, которые предоставляют «услуги страхования, перестрахования и андеррайтинга», связанные со строительством нового газопровода, а также предоставляют «услуги или средства для технологической модернизации, включая установку сварочного оборудования, или для технического перевооружения используемых судов».
Вкратце, опасаясь еще большего противодействия со стороны своих европейских партнеров, Вашингтон стремится реализовать стратегию точечных законодательных ударов. Тем не менее, вероятность того, что такие санкции сорвут строительство трубопровода в Европу, остается невысокой. Новый законопроект против «Северного потока — 2» спонсируется, среди прочего, сенаторами Тедом Крузом и Джин Шейхин, которые сыграли важную роль в разработке предыдущего закона против газопровода, который якобы угрожает «энергетической независимости Украины и всей Европы» (Шейхин) и «создает критическую угрозу национальной безопасности Америки» (Круз). Как видно из комментариев сенаторов, изложение доводов, подкрепляющих необходимость законопроекта – острое лезвие, по которому приходится им идти: если бы сенаторы публично представили новые шаги как дальнейшие попытки использовать нерыночные меры с целью увеличения экспорта американского СПГ в Европу, их дело можно было бы легко передать в арбитражные суды. Тем не менее, некоторые из приведенных фраз, безусловно, намекают на это – иначе как российский подводный трубопровод в Германию (который по состоянию на 2020 год не имеет терминала СПГ) может угрожать национальной безопасности США?
Трудность сохранения американо-германского тандема также вытекает из заявленной цели законопроекта ввести санкции против любой организации, которая будет «предоставлять услуги по проведению испытаний, проверок или сертификации, необходимых или связанных с эксплуатацией» «Северного потока-2». Это прямой удар по немецкому энергетическому регулятору Bnetza, поскольку именно он выдает официальные разрешения на строительство трубопровода. Bnetza уже был участником внутриевропейского процесса принятия решений, отклонив заявку оператора Nord Stream на освобождение трубопровода от действия 3-й энергетической директивы ЕС. Это не обязательно является окончательным решением по данному вопросу (несмотря на то, что Брюссель все же еще может смягчить условия для «Северного потока-2», если обеим сторонам удастся найти общий язык), но уже привлекло слишком много внимания к регулятору.
Новый набор санкций со стороны США ухудшает отношения Вашингтона с Европейским Союзом, одновременно нарушая деликатный баланс в отношениях с России. Внезапный отъезд посла Гренелла и решение президента Трампа сократить численность американских войск в Германии еще больше осложнили ситуацию. Тем временем в германском порту Мукран наблюдается бурная деятельность вокруг двух российских трубоукладочных судов, которые, как предполагается, должны завершить «Северный поток-2». Судно «Академик Черский», о котором много писалось в СМИ благодаря его возможностям динамического позиционирования, выйдя из дальневосточного порта Находка в феврале 2020 года, совершил длительный (и часто не поддающийся отслеживанию) четырехмесячный переход мимо Африки до Мукрана. Судя по всему, судно в настоящее время переоснащается для выполнения предстоящих трубоукладочных работ и загружается трубами.
Второе судно, “Fortuna”, не имеет оборудования для динамического позиционирования — необходимого условия для прокладки труб в датских территориальных водах — но может выполнять все необходимые работы на мелководье в балтийских водах Германии. Кроме того, датские власти запретили проведение работ по прокладке трубопровода рядом с балтийским островом Борнхольм в июле-августе из-за сезона нереста трески, добавив еще одну ограничительную меру в строительные работы этим летом. Поскольку каждое судно, связанное с «Северным потоком 2», находится под непосредственной угрозой санкций со стороны правительства США, суда снабжения, необходимые для оказания помощи трубоукладчикам, также будут российскими – и, как сообщают российские СМИ, два таких судна уже вышли из Владивостока.
Поскольку постоянные угрозы санкций продолжают нервировать руководство «Газпрома», российская газо-экспортная монополия нашла простой, но эффективный способ осложнить работу для американских сенаторов. Как сообщают российские СМИ, «Академик Черский» больше не принадлежит судоходной дочерней компании «Газпрома» «Газпром Флот» (которая владела им 4 года, начиная с 2016 года) – теперь владельцем судна является неизвестный российский инвестиционный фонд STIF. Еще один нюанс в этой истории заключается в том, что практически невозможно понять, кто владеет инвестиционным фондом и почему он купил трубоукладочное судно. По сути, такое отсутствие ясности затрудняет американским властям введение санкций против STIF — вряд ли они могут позволить себе длительный и весьма рискованный правовой спор с «Газпромом», в попытках найти в темной комнате хоть какой-то след «Газпрома».
Снижение рисков для текущей деятельности «Газпром флота» было достаточно веской причиной для продажи «Академика Черского», поскольку компания уже была подвергнута отраслевым санкциям, которые запрещали ей поставлять американское оборудование и технологии для шельфовых и сланцевых проектов в Арктике. Согласно последним сообщениям, инвестиционный фонд STIF до апреля 2020 года находился в совместном владении двух дочерних компаний Газпрома, однако, учитывая свой частный характер, организация решила скрыть свою нынешнюю структуру собственности. Теоретически, с приобретением «Академика Черского», она могла одновременно поменять и владельцев, но нет никакого способа узнать, произошло ли это на самом деле.