Во времена холодной войны ВМС США планировали направлять свои ударные подводные лодки в холодные северные воды, чтобы они там выслеживали советские подводные лодки с ядерными баллистическими ракетами, которые американские подводники прозвали «бумерами».
Если в Европе начнется заварушка, американские лодки должны будут уничтожить советские «бумеры», развернутые внутри защищенной морской зоны или так называемого «бастиона». За несколько минут – такой был план.
Но этот план борьбы с «бастионом», также известный как «стратегическая противолодочная война», был плохой идеей как 40 лет назад, так и сегодня, считает один американский политолог, ветеран ВМС США.
По мере того как американский и союзный флоты пересматривают способы противодействия быстро укрепляющемуся российскому ВМФ, они должны проявлять сдержанность, когда речь идет о планах охоты за русскими «бумерами», предупреждает Брэдфорд Дисмукес в своей статье, опубликованной в журнале Naval War College Review: «Соединенным Штатам следует избегать прямых угроз российским РПК СН в каких-либо мыслимых и немыслимых обстоятельствах».
В конце концов, угроза средствам ядерного сдерживания этой страны в любом контексте, кроме войны, ведущей к уничтожению цивилизации, с большой вероятностью, приведет к войне, которая станет концом цивилизации. «Можно безоговорочно сказать, что выполнение стратегических задач противолодочной обороны сегодня будет одним из тех редких случаев, когда неудача будет намного лучше успеха», — написал Дисмукес.
Концепция борьбы с «бастионом «оформилась в начале 1970-х годов, когда в состав советского военно-морского флота вошли ракетные подводные крейсеры класса «Дельта», способные поражать ядерными боеголовками SS-N-8 цели на расстоянии до 9 тысяч километров, что позволяло этим кораблям осуществлять боевое патрулирование в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Держась ближе к родным берегам, советские «бумеры» находились под прикрытием патрульной авиации и боевых кораблей ближней зоны. Корабли и самолеты могли обеспечить их боевую устойчивость, сохранив способность Советского Союза «нанести второй удар», то есть ответить противнику после нанесения им первого массированного ядерного удара ракетами наземного базирования.
Сохранение способности нанести ответный удар является ключом к взаимному сдерживанию, поскольку это означает, что ваш противник не может надеяться уничтожить ваше ядерное оружие первым коварным ядерным ударом. Если у вашего врага после этого останутся силы и средства для второго удара, это означает, что невозможно выиграть ядерную войну. Таким образом, ядерная война становится менее привлекательной как один из вариантов военно-политических решений.
«Стратегические подводные ракетоносцы, входящие в состав сил ядерного сдерживания, и концепция «бастиона» были признаны центральным элементом оборонного потенциала России, обеспечивающим нанесение ответного удара», — поясняется в историческом обзоре НАТО от 2017 года.
Но натовские стратеги опасались, что Советский Союз может вторгнуться в Норвегию и Швецию, чтобы защитить границы «бастиона». «Это совершенно однозначно, что Советский Союз попытается превратить Балтийское море в mare nostrum», — сказала в интервью The New York Times в 1986 году норвежский военный аналитик Кирстен Амундсен.
Итак, альянс планировал атаковать «бастион». ВМС США попытались модернизировать специально для этой миссии свой подводный флот, приступив к разработке невероятно дорогой субмарины класса “Seawolf”, предназначенной для действий в покрытых арктическими льдами участках «бастиона».
Усилия НАТО подорвали систему взаимного ядерного сдерживания, утверждает Дисмукес.
К счастью, холодная война закончилась до того, как концепция стратегической противолодочной обороны успела оказать свое полное дестабилизирующее воздействие. Однако спустя 30 лет Россия модернизирует свои подводные силы на фоне эскалации напряженности в отношениях между НАТО и Россией. В ответ ВМС США расширяют свои возможности по развертыванию подводных лодок в дальних северных водах, проводя для этого учения по подледному плаванию и разрабатывая новое торпедное оружие.
«Столкнувшихся с этой реальностью российских специалистов по стратегическому планированию, вероятно, будет трудно убедить в том, что США намерены предоставить их ракетоносцам полную свободу действий». А это может спровоцировать русских начать охоту за американскими «бумерами», что приведет к вполне предсказуемым последствиям.
ВМС США и их союзникам следует пересмотреть свое давнее убеждение в целесообразности охоты за российскими подводными ракетоносцами, развернутыми в близлежащих к территории России водах, посоветовал Дисмукес. «Житейская мудрость гласит, что проблемы возникают не из-за того, чего ты не знаешь, а из-за того, в чем ты уверен».