В последние месяцы тема криптовалют привлекает особое внимание специалистов по международной торговле. Дело в том, что в условиях глобального экономического кризиса, вызванного пандемией нового коронавируса, потребность в цифровых валютах стала еще более очевидной, чем прежде. Мировые державы вступают в новую гонку, стремясь стать пионерами в создании криптовалютной системы.
С 2014 года Китай разрабатывает свою национальную криптовалютную систему, которая, как ожидается, заменит нынешние наличные юани. Испытания по внедрению цифрового юаня успешно продвигаются вперед. Министерство торговли Китая недавно сообщило, что в ближайшее время в крупнейших мегаполисах страны будут проведены эксперименты с криптовалютой. Среди городов, которые примут участие в эксперименте уже в нынешнем году, названы- Пекин, Тяньцзинь, Шанхай (и весь Золотой треугольник Янцзы), а также регион Большого залива, в который входят города Гуанчжоу, Гонконг и Макао. Планируется, что эта система будет работать на основе технологии блокчейн. Эмиссия криптоюаней будет осуществляться Центральным банком, после чего валюта поступит в коммерческие банки, а от них – населению. Предполагается, что цифровой юань уже в ближайшем будущем заменит нынешние наличные деньги.
Пока трудно сказать, когда именно цифровая валюта будет в полной мере введена в обращение. В настоящее время цифровой юань проходит испытание в очень ограниченном географическом пространстве, в частности, в городах Шеньчжэнь, Сучжоу, Хунань и Чэнду. Более того, его применение ограничено лишь отдельными секторами. По мнению некоторых экспертов, медленная реализация проекта перехода на криптовалюту объясняется, прежде всего, тем, что для этого необходимы весьма значительные объемы инвестиций со стороны государства. Если попытаться сформулировать проблему коротко, криптовалютная система неизбежно должна будет подвергаться постоянной модернизации и адаптации, что может привести к значительному увеличению государственных расходов.
В 2019 году компания Facebook анонсировала начало разработки криптовалюты Libra, и это известие широко освещалось на Западе в позитивном ключе. Любопытно, что китайские власти стали более публично говорить о цифровом юане именно после того, как был обнародован проект Libra, и раскрыли более подробную информацию о программе, которая на самом деле стартовала еще в 2014 году. Это наводит на мысль о том, что еще до пандемии существовал стратегический план по созданию криптовалют, и что такие проекты держались в секрете, как реальное оружие.
Если судить по недавнему заявлению Всемирного экономического форума, выбор криптовалютной технологии и системы блокчейн в качестве альтернативы для посткоронавирусного мира теперь совершенно очевиден. В частности, в нем говорится: «Если раньше и были какие-то сомнения в целесообразности применения блокчейн-платформ для повышения прозрачности бизнеса, которая во многом зависит от уровня интеграции разрозненных сетей, то пандемия Covid-19 практически устранила их. Мы должны рассматривать эту тяжелейшую эпидемию как период интенсивного обучения, который может показать нам, как строить прозрачные, совместимые и взаимосвязанные сети». Сценарий полного перевода платежной системы в виртуальное пространство на самом деле был не китайским изобретением. Такой прогноз для всего западного мира звучал много раз за последние годы. Просто, судя по происходящему, западные державы пренебрегли инвестициями в такие проекты, и тем самым позволили Китаю вырваться вперед.
О разработке собственных цифровых валют уже объявили центральные банки многих стран, в том числе и Федеральная резервная система США, которая до недавнего времени заявляла, что выступает против любых проектов по созданию криптовалют, в том числе и Libra, отмечая, что подобные нововведения угрожают стабильности мировой финансовой системы. Вполне вероятно, что через некоторое время весь мир переведет свои национальные валюты в цифровой формат, и в конечном итоге это станет необходимой мерой для выживания любой страны в постпандемическом мировом порядке. Однако, пока Китай является самой передовой страной в том что касается разработки и внедрения цифровой валюты. Если нынешний эксперимент увенчается успехом, скорее всего, цифровой юань вскоре станет обычным явлением для китайцев и жителей крупнейших стран-союзниц Китая, а также будет широко применяться в других странах.
Пандемия выявила ряд уязвимых мест в международной системе. Сейчас, в период кризиса, многие страны стремятся устранить возникшие угрозы и вступают в настоящую гонку за первенство в достижении этих результатов. Гонка за создание первой вакцины и производство лекарств от коронавируса является первым примером, доказывающим эту закономерность. Сейчас стартует новая гонка, на этот раз с другой целью: создать раньше конкурентов эффективные механизмы для преодоления экономического кризиса.
Действительно, цифровой юань может стать интересной альтернативой. Нынешняя система международных расчетов, сформировавшаяся в XIX веке, едва ли отвечает требованиям современного мирового рынка из-за высоких издержек и низкой скорости прохождения транзакций. Страна, которая быстрее всех создаст жизнеспособную цифровую валютную систему, получит важное экономическое преимущество перед другими. Большинство стран еще не приступили к разработке собственных криптовалют, сильно отстав от Китая. Это отставание, возможно, не очень сильно отразится на развитых странах, но оно, безусловно, заденет прежде всего Соединенные Штаты, которые ведут против Китая торговую войну.