Может ли Россия помочь снизить уровень напряженности в Гималаях

Легенда гласит, что в 1995 году, во время своего поистине переломного визита в Индию, советский лидер Никита Хрущев сказал индийцам, что все, что им нужно сделать, чтобы получить помощь Советского Союза – это просто крикнуть через Гималаи. Я не знаю, насколько правдива эта история, но в ней на самом деле есть какая-то специфически «хрущевская» интонация.

Это воспоминание пришло мне в голову, когда в СМИ появилась новость о том, что Пекин предложил провести встречу между министрами обороны Индии и Китая, которые одновременно оказались в Москве, поскольку принимают участие в заседании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Смею предположить, что российская принимающая сторона также внесла свой вклад в содействие этому обмену мнениями, первой встрече на политическом уровне с момента начала противостояния между Индией и Китаем в начале мая. Совершенно очевидно, что Москва пристально наблюдает за этим противостоянием и осознает его крайне серьезные негативные последствия для региональной безопасности и стабильности.

Вместе с тем, международная обстановка остается сложной и противоречивой. Напряженность в российско-американских отношениях достигла самого высокого уровня с момента завершения холодной войны. С другой стороны, российско-китайские отношения достигли высшей точки за всю историю. Индийское правительство с энтузиазмом развивало все более тесные отношения с Соединенными Штатами, особенно в последние годы, когда отношения с Китаем охладились до беспрецедентного уровня с тех пор, как в восьмидесятые годы началась их нормализация.

Два геополитических треугольника – США-Россия-Индия и США-Индия-Китай – не обязательно пересекаются между собой. Однако, по мнению большинства серьезных наблюдателей, они создают синергический эффект. Преимуществом Индии является то обстоятельство, что у нее прекрасные отношения как с Соединенными Штатами, так и с Россией. Между тем, отношения Китая как с США, так и с Индией остаются весьма напряженными, хотя Пекин на официальном уровне также стремится к сотрудничеству с обеими странами.

С точки зрения российских интересов, у Москвы вызывает удовлетворение тот факт, что, несмотря на углубляющиеся связи между Индией и США, а также растущее в последнее время давление, которое Вашингтон оказывает на Нью-Дели с целью ослабления индийско-российских связей, они продолжают оставаться устойчивыми и успешно адаптируются к все новым и новым условиям стремительно меняющегося мирового порядка.

Самое главное здесь заключается в том, что ни одна из сторон не предъявляет чрезмерных и необоснованных требований к другой. Противоречия могут возникнуть, если Индия пойдет на серьезное сближение с «индо-тихоокеанской стратегией» соединенных Штатов, главной целью и содержанием которой является сдерживание Китая. Россия неоднократно заявляла, что осуждает эту стратегию. Впрочем, это вопрос будущего.

А между тем, рост напряженности в индийско-китайских отношениях совпадает по времени со значительным углублением связей между Россией и Китаем в последние годы. Москва и Пекин формируют стратегическое партнерство, направленное на противостояние американской глобальной гегемонии. Сегодня высокий уровень координации и сотрудничества между Москвой и Пекином не вызывает сомнений. Примером может служить тот факт, что они выступают с единой позиции, чтобы не допустить принятия ООН резолюции о возобновлении санкций против Ирана под давлением Соединенных Штатов.

С другой стороны, в своем недавнем послании председателю КНР Си Цзиньпину президент России Владимир Путин выразил готовность своей страны «продолжать активные совместные усилия со своим союзником Китаем в целях предотвращения войн и вооруженных конфликтов в мире и обеспечения глобальной стабильности и безопасности».

Военное противостояние долине Ладакх потребовало значительного повышения боеспособности индийских вооруженных сил в этом районе, и с этой целью Нью-Дели закупает российские вооружения. Министр обороны Индии Раджнатх Сингх в настоящее время находится с визитом в Москве, и это уже второй визит за последние два месяца.

Есть и еще одна причина, по которой связи с Россией имеют решающее значение для Индии. Дело в том, что Россия является единственной страной, которая может выступить в качестве посредника в любых потенциальных переговорах о нормализации китайско-индийских отношений. Российская дипломатия уже продемонстрировала свою способность разделять и четко балансировать отношения страны с Индией и Китаем.

В целом можно сказать, что в сегодняшних обстоятельствах Россия стала уникальным, поистине незаменимым партнером для Индии. Важно отметить также, что это является самым значительным внешнеполитическим наследием премьер-министра Нарендры Моди, под чьим наблюдением индийско-российские отношения неуклонно восстанавливали свою прежнюю энергию.

Тем не менее, не следует переоценивать способность России играть посредническую роль в пограничном противостоянии между Индией и Китаем. Прежде всего, существуют серьезные ограничения, связанные с вмешательством в пограничные конфликты между любыми двумя странами, которые затрагивают вопрос об их суверенитете и территориальной целостности.

Что еще более важно, особенность ситуации заключается в том, что в Восточном Ладакхе сложилась крайне опасная ситуация. Если трезво оценить происходящее, восстановления «status quo ante» (докризисного положения) или безоговорочного вывода войск Народно-освободительной армии Китая, ожидать не приходится. С точки зрения Китая, Нью-Дели в сущности проводит политику «ползучей аннексии», что является абсолютно неприемлемым.

Санкции со стороны Индии лишены какого-либо реального эффекта. Ее «тибетская карта» или «Quad», Четырехсторонний диалог по безопасности, также не особенно впечатляют китайцев, а если Индия пойдет на обострение ситуации, это почти наверняка вызовет серьезный ответный удар, который может опровергнуть все прогнозы. С другой стороны, затягивание противостояния или гонка на истощение накладывают непосильное бремя на индийские экономические ресурсы.

Вездесущие американцы больше не являются главными игроками в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В любом случае, нет никакого смысла ожидать, что они возьмут на себя тяжелую и опасную работу – развертывать наземные силы, тратить серьезные ресурсы и ставить под угрозу международный престиж и авторитет Америки – из-за проблем, которые не имеют прямого отношения к их жизненно важным интересам.

Общественное мнение в Соединенных Штатах решительно выступает против какого бы то ни было вмешательства в военный конфликт. Разумеется, Вашингтон сталкивается с дилеммой, поскольку они, в известном смысле, оказались в ловушке в этом регионе, и теперь не могут ни изменить обстановку, ни полностью умыть руки, идет ли речь об Афганистане и Центральной Азии или Пакистане и Иране.

Совершенно очевидно, что именно внутренние приоритеты США будут и должны преобладать над любыми военными авантюрами за рубежом, которые могут поглотить ресурсы, силы и время президента. В то же время, следует отдавать себе отчет, что примирить непримиримое, то есть урегулировать конфликт между Индией и Китаем в Ладакхе будет трудно, даже если Индия «закричит через Гималаи».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий