Россия, Китай и Индо-Тихоокеанский регион

В каком состоянии сегодня отношения России с Китаем и странами Индо-Тихоокеанского региона? И каковы перспективы России как Индо-Тихоокеанской державы? Чтобы обсудить эти вопросы, Лонгсо Ли взял интервью у Дмитрия Тренина, директора московского Центра Карнеги и  председателя программы Центра «Внешняя политика и безопасность». 

Говорят, что 21- век это век Китая и Азии. Как Россия относится к усилению Китая и Азии? Есть ли «поворот» к Китаю/Азии в глобальных приоритетах российской внешней политики?

Росси пришлось осознать, что с Востока, как и с Запада, она сейчас окружена державой с превосходящей экономической мощью, источником инвестирования и ресурсом модернизации. Поэтому Россия установила более равномерный баланс во своей внешней политике между Европой и Китаем. Россия сумела приспособиться к сильному Китаю: смогла установить с ним отношения, откровенно исходя из национальных интересов. После украинского кризиса 2014 года и последовавшей конфронтацией с Соединёнными Штатами и охлаждением отношений с Европой, Россия «опирается» на себя, как крупного независимого игрока, с Китаем в качестве ключевого стратегического партнёра. Российско-китайские отношения   базируются на формуле: никогда не быть друг против друга: необязательно всегда быть друг с другом. В ней сочетание гарантии со свободой манёвра.

В последнее время Россия и Китай сблизились ещё больше. Есть ли вероятность, что это продолжится и в будущем, даже если Москва и Берлин улучшат свои отношения с Западом? В частности, прокомментируйте российско-китайские экономические связи, включая энергетику, торговлю и инвестирование.

За американско-российской конфронтацией позднее последовала конфронтация между США и Китаем. Обе страны ожесточённые конкуренты по собственным глубоким фундаментальным причинам, и какое-то улучшение отношений в обозримом будущем вряд ли возможно. Китайско-российское сближение началось в 1989 году и с тех пор становится всё сильнее. Перспективы благоприятны, хотя во многих отношениях эти отношения ассиметричны,  учитывая быстрый рост ВВП Китая, далеко превосходящий российский, который стагнирует.  Доля Китая в российской внешней торговле продолжает расти, но китайские инвестиции в Россию до сих пор ограничиваются всего несколькими крупными проектами, в том числе в области энергетики. Основной объём в российском экспорте в Китай приходится на энергоносители, в то время как промышленные товары, включая промышленное оборудование, снижается.

Как бы вы охарактеризовали связи России и Китая в военной сфере? Будут ли усиливаться и дальше и следует ли беспокоиться другим странам?

Российско-китайские отношения можно описать как взаимопонимание – нечто среднее между партнёрством и союзом. Россия всё ещё опережает Китай в передовых военных технологиях, и сотрудничество в этой сфере частично компенсирует превосходство Китая в экономике.  При давно урегулированной проблеме границ и сердечных политических отношениях, стоящих на первом месте, военные обеих стран тесно сотрудничают уже более 15 лет. Недавняя выходка Соединённых Штатов, объявивших врагами и Китай, и Россию, придала этому сотрудничеству новый импульс. И всё же альянс в мирное время для обеих стран был бы неудобен: ни Берлин, ни Москва не хотят, чтобы руки у них были слишком связаны.

Есть ли у Китая амбиции соперничать с США и Россией в качестве ядерной державы? Расскажите о перспективах контроля ядерных вооружений с участием Китая. Считает ли Москва, что Пекин необходимо привлечь для расширения договора «Новый СТАРТ» (Договор об ограничении стратегических вооружений) между США и Россией?

Политика Пекина в области ядерных вооружений дело тёмное, но исторически Китай не стремился к ядерному паритету с Вашингтоном или Москвой. Он, конечно, модернизирует и совершенствует свой ядерный арсенал, но его действительный размер и потенциал можно оценивать только на базе разведывательной информации, которая может быть неполной. Россия предложила Китаю помочь в создании системы раннего предупреждения, которая бы сигнализировала китайскому руководству о ракетной атаке: это признак уровня доверия, достигнутого в стратегическом партнёрстве.  В обозримом будущем из-за относительно небольшого объёма ядерных вооружений и преобладании систем средней и малой дальности – а не межконтинентальных ракет – в этом виде вооружённых сил – Китай остаётся незаинтересованным в контроле над ядерными вооружениями. Будет ли продлён Новый СТАРТ или нет, это произойдёт без Китая.

Прокомментируйте усиление Китая как космической державы и последствия этого в военной сфере. Существует ли российско-китайское сотрудничество в космосе?

Исторически в той или иной степени сотрудничество России и Китая в вопросах, связанных с космосом, существовало всегда, но Китай реализует национальную космическую программу собственными силами. И Китай, и Россия издавна выступают за  неразмещение оружия в космосе, но предложенный ими договор был отвергнут Соединёнными Штатами. При сложившихся условиях,  как Пекин, так и Москва разрабатывают средства, которые позволят им выводить из строя вражеские спутники в случае вооружённого конфликта.

Расскажите об отношениях России с Северной и Южной Кореей и о позиции России в вопросе объединения этих стран.

Москва выступает за дипломатию контроля вооружений между Северной Кореей и Соединёнными Штатами как способ урегулирования северокорейской ядерной проблемы. Объединение не считается актуальным в обозримом будущем, однако улучшение отношений между Сеулом и Пхеньяном дало бы России возможность построить транс-корейский газопровод и модернизировать железную дорогу.

Как бы Вы оценили перспективы улучшения российско-японских отношений, особенно в экономической сфере? Можно ли улучшить отношения без разрешения спорного вопроса о Курилах?

Уход  Синдзо Абэ с поста премьер-министра перевернул страницу почти 8-летних попыток заключить мирный договор и решить территориальную проблему между Токио и Москвой. Сейчас он на какое-то время отложен, возможно, на очень долгий срок. При отсутствии перспективы на скорое политическое урегулирование, японское правительство не будет стимулировать экономическое сотрудничество с Россией. Инвестиции японских компаний в Россию зависят от бизнес-климата в стране и перспектив экономического роста.

Что необходимо, чтобы экономика российского Дальнего Востока стала динамически развиваться?

Как в который раз показывает случай с бывшим губернатором Хабаровска, регион остаётся очень криминализированным. Поэтому первый шаг это декриминализация, это должно сопровождаться демонополизация экономики, как правило, контролируемой местными властями.

Как недавнее улучшение американско-индийских отношений повлияло на отношения России с Индией? Каково значение Индии для России?

Индия, в принципе, стратегической партнёр России такого же калибра, как и Китай. В реальности торговый оборот Индии и России составляет около одной десятой российско-китайского.  Сегодняшние намного более тесные отношения Индии и США не должны быть проблемой для России: Индии как великой державе нет необходимости ограничивать свои международные связи. Единственное исключение – это область торговли оружием, В которой Америка сильный конкурент. В российско-индийских отношениях есть две проблемы. Одна это неспособность Москвы и Нью-Дели, несмотря на взаимную добрую волю и традиционную дружбу, расширить своё сотрудничество за рамки областей, контролируемых государством, и включающих более широкие общественные слои. Вторая это вновь разгоревшееся соперничество между Индией и Китаем, причём Россия является близким партнёром обеих стран, но без возможности стать посредником.

Как растущее присутствие Китая в Центральной Азии повлияла на роль здесь России? Центральная Азия больше не является «сферой влияния» России?

Все страны Центральной Азии претендуют на проведение «многовекторной» внешней политики. Даже хотя Казахстан, Киргизия и Таджикистан входят в одну с Россией  организацию ОДКБ, а первые две вошли и в ЕАЭС, они ценят свои связи с Китаем, США, Европой и другими, и во время голосования в ООН поддерживают Москву только выборочно. В основном они дерусифицированы в культурном и языковом отношении. Нет там никакой российской сферы влияния, а только остаточные следы российского исторического присутствия.  Самый динамичный и часто главный экономический игрок в регионе это Китай, а Россия – что-то вроде охранника.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий