Под давлением неконтролируемых обстоятельств правительство Греции готовится к новому финансовому кризису, который обещает быть таким же ужасным, как последний кризис 2015 года.
Премьер-министр Кириакос Мицотакис объявил 12 сентября, что Афины заключили «надежную» сделку по поставкам оружия, которая «укрепит вооруженные силы» и создаст «национальный щит».
Однако за маской уверенности Мицотакиса — назревающий кошмар, который, наверное, будет преследовать Грецию годами. 5 лет назад, когда Афины объявили дефолт по долгам, в основном перед европейскими странами и организациями, Франция и Германия поспешили ещё больше придушить униженную страну, продавая ей ещё больше вооружений.
История повторяется: на этот раз кризис связан с развивающимся сейчас спором с Турцией из-за территориальных вод. Взывая к европейской солидарности, французы в очередной раз навязывают своё вооружение переживающей тяжёлые времена и экономически ослабленной Греции. Вследствие этого, последняя намерена купить 18 французских боевых самолётов «Рафаль», 4 вертолёта для ВМС, новое противотанковое оружие, морские торпеды и ракеты для ВВС.
Хотя правительство Греции представляет это как шаг демонстрации силы на случай будущего военного конфликта с соседней Турцией, французские вооружения усилят уязвимость Греции перед политическим диктатом Франции, в настоящем и в будущем.
Это часть более обширной схемы для Франции. Президент Франции Эммануэль Макрон в очередной раз примеряет на себя роль спасителя. В последнее время он взял на себя эту роль в восстановлении Бейрута, разрушенного в августе опустошительным взрывом. В свою очередь, он ожидает – а фактически требует – политической покорности от всех политических сил Ливана.
Многосторонний конфликт
Однако сегодняшний кризис в Греции не таков. Греко-турецкий конфликт в Восточном Средиземноморье имеет много аспектов, поскольку затрагивает множество региональных игроков, гонятся за одним призом: какие-то дивиденды от огромных запасов недавно открытых месторождений природного газа. Хотя этот конфликт и представляют как продолжение давней вражды между Турцией и Грецией, на самом деле это лишь небольшой фрагмент новой большой игры, исход которой может полностью изменить динамику в Средиземноморье.
В то время как НАТО разваливается на глазах, отчасти благодаря политики изоляционизма сегодняшней американской администрации, европейские страны, такие как Франция и Италия, действуют независимо от некогда единого западного военного альянса.
Европа теряет свои некогда доминирующую позицию в средиземноморском регионе. Европейские страны годами инвестировали в десятилетний ливийский конфликт, и после этого, скорее всего, вернутся домой с пустыми руками.
Годами Франция поддерживала вооружённые формирования на востоке Ливии, возглавляемые генералом Халифой Хафтаром, в то время как Италия поддерживала Правительство национального согласия (ПНС) на западе. Два члена НАТО открыто сталкиваясь политически, надеялись, что исход Ливийской войны даст им более сильный военный, политический и экономический рычаг.
И всё равно новости, приходящие из региона, явно говорят об обратном – судьбу страны сейчас контролируют не кто иные как Турция и Россия, заявившие о своих претензиях на Ливию только недавно. Мало того, Москва и Анкара являются главными посредниками в Ливии – Россия поддерживает Хафтара, а Стамбул ПНС – наверняка они будут определять и будущее Ливии. В ходе второго раунда переговоров в Анкаре 16 сентября обе страны одобрили прекращение огня в Ливии как часть политического процесса, который в конечном итоге должен привести к стабилизации в этой воюющей стране.
Разногласия Турции и России
Ирония в том, что вплоть до недавнего времени между Турцией и Россией существовали разногласия. Конфликт в Сирии достиг момента, когда в 2015 г. война казалась неизбежной. Всё изменилось, когда обе страны увидели беспрецедентную возможность, вытекающую из почти полного ухода Вашингтона в качестве непосредственного игрока в конфликтах в этом регионе в сочетании с разобщённостью и внутренним конфликтом и среди европейских стран, и в НАТО.
Со временем появилось ещё больше возможностей и в Ливии и, в конечном итоге, в Восточном Средиземноморье. Когда Франция и Италия загорелись энтузиазмом в отношении формирующегося союза между Израилем, Грецией и Кипром по проекту газопровода EastMed, внезапно встряла Турция, чтобы уравновесить всё это своим собственным альянсом. В ноябре 2019 года Турция и ПНС Ливии подписали Меморандум о взаимопонимании, который расширил зоны влияния Турции в Средиземноморье и заставил Францию столкнуться с еще одним вызовом своему лидерству в регионе.
Более того, осмелевшая Турция расширила разведку природного газа в Средиземном море, охватив огромную территорию от своего южного побережья до северо-восточного побережья Ливии. НАТО не в состоянии предстать единым фронтом, и Франция выступила в одиночку, надеясь сохранить геополитическое статус-кво, при котором она господствовала в Средиземноморье десятилетиями
Это статус-кво более поддерживать невозможно, поскольку наверняка будет подписан новый политический договор, тем более что характер турецко-российского альянса становится всё более ясным и обещает быть прочным.
Взаимные интересы Турции и России скорее всего найдут выражение в фактическом альянсе, если идущие сейчас переговоры принесут прочные результаты. Министр иностранных дел России Сергей Лавров возглавляет сейчас российскую дипломатию в поисках невоенного разрешения греко-турецкого конфликта. Это само по себе свидетельствует о растущем успехе России в регионе, в котором до самого последнего времени доминировало исключительно НАТО.
Автор: Рамзи Бароуд