Российская внешняя политика обращает свой взгляд на Восток

В то время как весь мир сосредоточен на выборах в Соединенных Штатах, от внимания наблюдателей практически ускользнуло событие огромной важности – переориентация внешней политики России. Москва, во главе с Владимиром Путиным, пересматривает свои отношения с Европейским Союзом и западным миром в целом, и при этом отношения с Пекином теперь прочно занимают центральное положение в ее внешней политике. Эта переориентация происходит в ответ на западную стратегию сдерживания, а также на ключевую геополитическую и экономическую тенденцию нашего времени – восхождение Китая как мировой сверхдержавы.

Почти месяц назад, 11 сентября, Пекин и Москва опубликовали совместное заявление, в котором разъяснили миру причины и суть своего углубляющегося альянса, напомнив об ужасах нацизма и японского агрессивного милитаризма: «Советский Союз и Китай больше всех других стран пострадали от нацизма и милитаризма. Их народы взяли на себя основное бремя сопротивления агрессорам. Ценой невосполнимых человеческих потерь они остановили, обратили в бегство и уничтожили оккупантов, проявив в этой кровопролитной борьбе беспримерное мужество, самопожертвование и патриотизм. Вступая в новую эпоху, нынешние российско-китайские отношения, характеризующиеся всесторонним партнерством и стратегическим сотрудничеством, опираются на мощную позитивную основу подлинного товарищества…»

Следует признать, что упоминание ужасов Второй мировой войны действительно вызывает ассоциацию с нынешним политическим климатом в Европе: зараза ультраправого популизма распространяется с такой же скоростью и неумолимостью как Covid-19. В частности, в Германии произошел заметный сдвиг, пока на уровне политической риторики, в отношении путинской России. Бросив все силы на реализацию политики сдерживания России и Китая, западные державы упустили из виду растущий милитаризм в бывших странах гитлеровской оси во Второй мировой войне, Германии и Японии. Заявление министров иностранных дел России и Китая свидетельствует о том, что две евразийские державы осознают этот факт и действуют в соответствии со старой пословицей, «враг моего врага – мой друг», то есть укрепляют свой альянс.

Речь не идет о том, что Германия, Япония, или какая-то другая западная страна является их врагом как таковая, но правый популизм и милитаризм, которые нарастают в этих государствах, не могут не вызывать тревоги. Это заложено в коллективном сознании обоих народов, и эти воспоминания занимают важное место в их мировосприятии. В какой-то степени именно этим можно объяснить тот факт, что упомянутое заявление было сделано незадолго до тридцатой годовщины подписания Договора об урегулировании в отношении Германии, который официально закрепил воссоединение германского государства после окончания холодной войны. Таким образом,  российская внешняя политика вступает в новую фазу, и стержнем этого нового курса Москвы является отдаление от Запада и переориентация на Восток.

То, что Россия вступает на этот путь вместе с Китаем, имеет и будет иметь далеко идущие последствия для Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и мирового порядка в широком смысле. Два титана объединяются, разделяя общее миропонимание и общую память об ужасах недавнего прошлого. В России углубляется пренебрежение к Европейскому Союзу и угрозам новых западных санкций. Едва ли какие-то санкции могут сдержать Россию – во всяком случае, раньше никогда не сдерживали. Запад должен постараться осознать тот факт и запомнить его как следует. Напротив, политика санкций, скорее всего, приведет к активизации «разворота на Восток» и послужит катализатором еще более глубокого сотрудничества между Россией и Китаем.

Владимир Путин и Си Цзиньпин являются двумя самыми авторитетными лидерами в своих странах со времен Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна, и политика сдерживания, как и любая форма воинственности, не способна их остановить. Вместо этого Запад должен искать компромиссы и пути к сотрудничеству, приняв как непреложный факт, что эти державы занимают важное место в международном порядке и в обозримом будущем никуда не исчезнут.

Один из способов, которым можно было бы этого достичь, заключается в признании и смягчении опасений России и Китая по поводу заразы, не менее опасной, чем Covid-19: правого популизма и милитаризма. Если Запад сделает это и будет стремиться к сотрудничеству и компромиссам, а не сдерживать и доминировать, появится реальный шанс предотвратить огромную угрозу для мира во всем мире и безопасности человечества.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий