Русские 40 лет готовились к подводному превосходству, а Америка построила субмарину, чтобы сорвать план Москвы

К середине октября 2019 года Военно-морской флот России вывел все боевые подводные лодки Северного флота в холодные воды северной Атлантики. А почти год спустя ВМС США развернули в той же части океана одну из своих самых мощных и секретных ударных субмарин – Seawolf (морской волк). Оба этих события явно были не случайными. Россия потратила десятилетия на подготовку своих подводных лодок для захвата контроля над ключевыми районами северной Атлантики. Соединенные Штаты все это время готовились к тому, чтобы сорвать план потенциального противника. Seawolf является важнейшим элементом этих усилий США.

Восемь российских лодок, включая шесть атомных, в прошлом году рассредоточились по Норвежскому и Баренцеву морям, где они отрабатывали задачи по защите акваторий, которые атомные ракетоносцы могли бы использовать для запуска межконтинентальных ракет, способных уничтожить цивилизацию. Американская лодка, вышедшая в плавание годом позже, специально предназначалась для прорыва российской обороны в тех же водах.

Этот всплеск подводной активности Москвы не был беспрецедентным явлением. Однако, нам пришлось бы вернуться в 1987 год, чтобы отыскать в истории предыдущую подобную попытку достичь превосходства. Тогда ВМФ СССР направил пять новых ударных подводных лодок проекта 671РТМ(К) «Щука» в поход в северную Атлантику. Это развертывание, получившее название операция «Атрина», потребовало долгих лет подготовки.

Обойдя границы ядерных бастионов, русские «Щуки» двинулись дальше на Запад. Они зашли так далеко, что даже вызвали небольшую панику у командования ВМС США, которое выслало настоящую армаду, чтобы выследить эти советские субмарины.

Нечто подобное произошло вновь более тридцати лет спустя. Всплеск активности России в октябре 2019 года связан с операцией «Гром», 60-дневной репетицией по сценарию ядерной войны. В рамках учений 17 октября «Карелия», атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин», запустил из акватории Баренцева моря неснаряженную баллистическую ракету. В операции были задействованы также ракеты воздушного и наземного базирования.

Восемь ударных подводных лодок, участвовавших в операции «Гром», очевидно, отрабатывали задачу по защите Карельского полуострова. В военное время именно защита стратегических атомных подводных лодок с баллистическими ракетами была бы главной целью 50 ударных субмарин, входящих в подводный флот России. Впрочем, эти лодки обладают и собственным наступательным потенциалом.

Ударные подводные лодки, несущие на борту неядерную ракету типа «Калибр», «могут действовать с относительно безопасной позиции в обороняемых зонах Норвежского и Баренцева морей и наносить удары по целям в Северной и Центральной Европе», – пояснил аналитик вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Эндрю Метрик, в своей статье для журнала Proceedings, профессионального издания Военно-морского института США.

«И если бы Москва захотела реально угрожать континентальной территории Соединенных Штатов обычными вооружениями, эти ударные подводные лодки могли бы проследовать дальше на запад. Восточное побережье США больше не является «безопасной гаванью» для американских военных кораблей», – заявил на отраслевом мероприятии в феврале нынешнего года командующий Вторым флотом вице-адмирал ВМС США Эндрю Льюис.

«Мы видим постоянно растущее число российских подводных лодок, развертываемых в Атлантике, и эти подводные лодки как никогда прежде способны действовать в течение длительного времени, а кроме того, они оснащены современными и более совершенными системами вооружений», – сказал Льюис. Американские адмиралы высказывали подобные предостережения еще в середине восьмидесятых годов, незадолго до того, как пять советских подводных лодок «Щука» достигли Бермудских островов.

В 1984 году ВМС США предприняли тщательный анализ потенциала советского подводного флота. Итоговый доклад, в котором были рассмотрены новые классы ударных подводных лодок, включая «Щуки», стал «поворотным пунктом» для американского военного командования. Во всяком случае, именно это заявил адмирал Джеймс Хогг, тогдашний начальник управления боевого использования флота, перед комиссией Конгресса в 1986 году.

Охота за русскими подводными лодками стала «приоритетом номер один для Военно-морских сил США», по словам Хогга, «поскольку в случае потери преимущества перед Советами, последствия для национальной безопасности США были бы весьма серьезными».

После этого доклада 1984 года ВМС США запустили экстренную программу по разработке новой ударной подводной лодки для противолодочных операций, получившей название Seawolf. Кроме того, они модернизировали свои существующие ударные субмарины, с тем, чтобы те могли действовать более безопасно в ледяных водах советских укрепленных районов.

Тридцать шесть лет спустя, именно Seawolf, одна из трех подводных лодок своего класса, стала частью ответа США и их союзников по НАТО на операцию «Гром» и резкий всплеск подводной активности России в 2019 году. Лодка Seawolf, введенная в эксплуатацию в 1997 году, быстрее и тише любой другой ударной субмарины в мире, и к тому же превосходит остальных по степени вооруженности.

Впрочем, немедленная  реакция НАТО на операцию «Гром» последовала с воздуха. В период с 25 октября по 7 ноября патрульные самолеты альянса совершили более 40 боевых вылетов в поисках восьми российских ударных подводных лодок. Шесть патрульных самолетов Lockheed P-3 Orion ВВС Норвегии, четыре противолодочных  Boeing P-8 Poseidon ВМС США и один Lockheed CP-140 Aurora канадских ВВС вылетели с норвежской авиабазы Андейя. По меньшей мере, еще один P-3 вылетел из Кефлавика в Исландии. А патрульный самолет дальнего действия Breguet Atlantic ВМС Франции вылетел из аэропорта Прествик в Шотландии.

Патрульные самолеты пролетели сотни миль над северной Атлантикой, чтобы отработать весь район над предполагаемым местоположением российских подводных лодок. Они использовали свои радары, гидроакустические буи и магнитные детекторы для обнаружения субмарин на поверхности и под водой.

Десять месяцев спустя, в середине августа нынешнего года, лодка Seawolf  покинула свой порт приписки в штате Вашингтон, проплыл под истончающимися льдами Северного Ледовитого океана и прошла прямо через российский ядерный бастион в Норвежском море.

Сообщение ВМС США о прибытии субмарины в норвежский порт Тромсе было весьма примечательным, поскольку американский флот почти никогда не объявляет публично о перемещениях своих подводных лодок, а в отношении Seawolf и других подобных субмарин проявляет особую осторожность. Поэтому, если ВМС говорит о Seawolf, очевидно, для этого имеются веские причины.

Смысл послания совершенно очевиден: Россия может создать подводные бастионы и направить свои субмарины к побережью США, но и Америке есть чем ответить.

«Переброска Seawolf из Бангора, штат Вашингтон, в Шестой флот США, демонстрирует глобальный охват подводного флота США и его приверженность своим обязательствам по обеспечению постоянного и тайного присутствия по всему миру для выполнения уникальных задач с непревзойденной боеготовностью», – заявил командующий подводными силами США вице-адмирал Дэрил Коудл.

Это обязательство включает в себя сохранение способности проникнуть в подводные укрепленные районы, которые русские так усердно защищают, и выследить защитников этих бастионов. По крайней мере, именно на это надеются американцы.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий