Только ли дешёвая рабочая сила? Как Китай стал ведущей мастерской мира

У многих сложилось упрощённое представление о том, как Китай вырос в промышленную державу. И это заблуждение (пренебрежение?) — также и одна из причин, почему многие до сих пор уверены, что международные корпорации собираются уйти или смогут быстро вывести свои производства из Китая. Логика в основе этих рассуждений в основном сводится к следующему: «В Китае дешёвая рабочая сила, и поэтому он стал промышленным гигантом».

Во-первых, если бедность – единственное условие, чтобы стать мастерской мира, то, очевидно,что  любая развивающаяся страна могла бы добиться в этом хороших результатов. Подумайте: в то время как в Китае и Индии численность населения почти одинакова, Китай производит почти в 10 раз больше, чем Индия. Так рассмотрим же этот феномен внимательнее.

Рост промышленного производства в Китае за последние 40 лет просто поразителен. Представьте, в 1980 г.  США по объёму промышленного производства почти в 5 раз превосходили Китай. Однако всего через 30 лет – в 2010 г. – Китай обогнал США и стал производителем №1 в мире.  Всё это  звучит ещё серьёзнее, если вспомнить,  что до этого  США были лидерами в промышленном производстве целых 110 лет!

Ещё один поразительный факт: за один только прошлый год  положительное сальдо Китая в торговле промышленными товарами составило колоссальную сумму  в 1 трлн. долларов!

Конечно, дешевизна рабочей силы имела большое значение в 1980-х, 1990-х и даже позже, примерно до 2006 г. Однако после этого зарплаты в Китае сравнялись с другими развивающимися странами со средним уровнем дохода. Сейчас зарплаты в Китае в 2.5 раза выше, чем в Мексике и в 5 раз выше, чем во Вьетнаме.

При этом, хотя китайские зарплаты за 10 лет (2008-2018) выросли втрое, доля Китая в  добавленной стоимости мирового промышленного производства  выросла почти в 2 раза, с 15% до 28%!

Итак, по-видимому,  дело не только в дешевизне рабочей силы. На самом деле есть целый комплекс факторов, превращающих страну в успешного производителя. (Не все из них положительные – например, мягкие законы о защите окружающей среды – но это обратная сторона медали)  Учёт этих факторов поможет понять, с какой сложной задачей столкнутся иностранные компании в поисках  замены Китаю.

Никакой волшебной пилюли тут не требуется, но нужны вот эти десять, одинаково важных,  факторов:

  1. Квалифицированные, продуктивные и дисциплинированные работники. Да, не только дешёвые: даже самый низкооплачиваемый рабочий должен обладать всеми тремя качествами. Людям, шьющим обувь или собирающим гаджеты, всё равно необходимы навыки и согласованность действий. Продукция и требования всё время меняются, и рабочим необходима способность адаптироваться. Причём эти люди должны приходить на производство каждый день и усердно работать. Мало в каких странах вы найдёте таких качественных работников.
  2. Средне- и высокотехнологичные производственные предприятия: пластиковая игрушка или обычная лампочка, может, и кажутся кому-то очень простыми, но для того, чтобы их сделать из сырья, требуется химия, металлургия, материаловедение и много чего ещё. А теперь представьте себе телевизоры, автомобильные двигатели и т. д. Заводам, чтобы производить продукцию в соответствии со спецификациями и по разумной цене, нужны очень опытные инженеры и технологи. За этим производством стоит очень много инноваций.
  3. Масштаб производства. Для сборки 100 000 айфонов в день требуется совершенно другой завод, чем для сборки 1 тыс. смартфонов в день – каждая операция будет отличаться, от начала до конца процесса.  Автоматизация, «умные фабрики», роботы и 5G будут приобретать всё большее значение на заводах будущего.

С 2016 г. Китай был лидером в приобретении промышленных роботов. В прошлом году Китай установил больше роботов, чем США, Япония, Южная Корея и Германия, вместе взятые!

  1. Гибкость и оперативность. Сможете ли вы справиться с неожиданным дополнительным заказом на 1 млн. новых гаджетов, чтобы удовлетворить спрос к Рождеству? Можете вы быстро переключаться с одной версии на другую, новейшую версию продукта? Китай, например, сумел быстро, за 2-3 недели, построить огромные фабрики по производству масок и лаборатории по производству тестов для Ковид-19.
  2. Разработка от эскиза до прототипа и конечного продукта. Заказчики предлагают просто расплывчатые или очень сложные проекты продуктов, а затем ожидают, что производитель сделает всю остальную работу. Китайские фирмы обладают настолько большим талантом и опытом, что часто могут создать прототип в течение нескольких дней. И эти фирмы должны быть достаточно изобретательными, чтобы предлагать альтернативные конструкции и функции. Это бесценные навыки, которые невозможно развить за несколько месяцев.
  3. Логистика. Как обеспечить бесперебойную поставку на заводы комплектующих и сырья? Насколько устойчивы, маневренны и эффективны цепочки поставок? Как управлять всеми рабочими? Как насчет тестирования и своевременной отгрузки всей продукции? Как вы работаете с клиентами со всего мира, как решаете вопросы, связанные с другими языками, законами и т. д.?
  4. Инфраструктура. Власти Китая должны гарантировать, что все заводы обеспечены землёй, электричеством, водой, зданиями, складами, дорогами, интернетом и т.д. И всё это должно быть доступно. Для кого-то в США, может быть, это звучит как само собой разумеющееся, но в развивающихся странах, таких как Индия или Индонезия, с обеспечением высококачественной инфраструктурой могут быть большие проблемы. Например, до последнего времени в Индии массовые отключения электричества были привычным явлением. А теперь посмотрите вот это видео о крупнейшем в мире порте для контейнеровозов в Шанхае. Сейчас он автоматизирован и им управляют роботы, автономные транспортные средства и 5G. Другого такого порта в мире нет.
  5. Транспорт. Хотя он относится к инфраструктуре, но на нём стоит остановиться поподробнее. Высокоскоростные поезда, которые сокращают время поездки на 60%… глубоководные морские порты, способные принимать огромные суда и обрабатывать миллионы контейнеров… новые стратегически расположенные аэропорты по всей стране… Грузовые поезда, которые могут перевозить грузы на тысячи миль (например, из Сианя, Китай, в Барселону, Испания)… это монументальные проекты, в которых ни одна страна не может сравняться с Китаем. Вот почему Инициатива Пояса и Пути Си Цзиньпина это поистине стратегическое видение.

  1. Производственная экосистема. Это уникальный фактор успеха Китая. Экосистема существует для всех типов производств. Например, фабрика по производству одежды очень выигрывает, если рядом расположены десятки фабрик, специализирующихся на производстве разных видов материалов – хлопка, шерсти, шёлка, джинсовой ткани, нейлона, полиэстера и т.п. Аналогично, и компания по сборке смартфонов хотела бы работать рядом с другими компаниями, которые специализируются на производстве микрофонов, динамиков, камер, экранов, печатных плат и т.п. Также незаменимы такие специалисты, как юристы-международники, консультанты-маркетологи и дизайнеры. Без создания такой всеобъемлющей производственной экосистемы ни одна страна не сможет стать промышленной сверхдержавой. Шеньджэнь, мировая столица электроники, это яркий пример подобной промышленной экосистемы.
  2. Налоговые льготы, субсидии, стимулы, торговые соглашения. Наконец, вам понадобится очень мудрое и стратегически мыслящее правительство, которое планирует на 5, 10, 20 лет вперёд, делает огромные инвестиции, знает, как привлечь и удержать зарубежных и отечественных инвесторов, предоставляет налоговые льготы и субсидии, заключает грамотные торговые соглашения и т.д. для создания среды, в которой выигрывают все.

Вот и все секреты, лежащие в основе успеха Китая. Другие страны могут попытаться воспроизвести эту модель, но им необходимо приготовиться инвестировать очень много и планировать на долгий срок. В то время как производство с низкой добавленной стоимостью будет уходить из Китая из-за высоких китайских зарплат и желания Китая улучшить окружающую среду, американцам не стоит мечтать о быстром разрыве связей или возвращении производств обратно на родину. Вот почему 75% американских компаний-производителей, работающих в Китае, говорят, что они не хотят выводить производство из Китая! Для сколько-нибудь осмысленного ухода из Китая  потребуется лет 10… если другие развивающиеся страны будут безупречно осуществлять свою стратегию развития промышленного производства.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий