Зачем Варшаве нужен новый «план Маршалла» по спасению Беларуси

В настоящее время Польша переживает один из наиболее сложных периодов в своей постсоциалистической истории. Последствия пандемии коронавируса разрушают экономику: промышленное производство фактически сократилось на 24 процента по сравнению с прошлым годом, а туристический сектор рухнул, поскольку спрос на услуги в гостиницах и ресторанах упал на 80 процентов, зафиксировав худшие показатели в истории. Безработица также нанесла тяжелый удар по населению страны. Только в апреле 165 тысяч человек потеряли источник дохода из-за кризиса, вызванного борьбой против распространения Covid-19. Это в пять раз больше по сравнению с ростом безработицы во время мирового финансового кризиса 2008 года.

В то же время, малый и средний бизнес практически полностью развалился, что привело к прекращению бесчисленных трудовых контрактов. Все эти сотрудники теперь стали безработными и, следовательно, рассчитывают на государственную помощь. Властям придется выплатить безработным пособия в размере 209 миллионов злотых, которые должен предоставить Фонд социального обеспечения Министерства Труда, тем самым дополнительно увеличив объем государственных расходов.

В общей сложности, государство уже потратило около 47 миллиардов долларов на борьбу с пандемией коронавируса, хотя на сегодняшний день это не принесло существенных практических результатов. Столкнувшись с таким абсолютно катастрофическим сценарием, стратегический подход польского государства, казалось бы, должен заключаться в реализации национального плана восстановления экономики, выделении значительных средств для спасения компаний, пострадавших от кризиса, а также обеспечения максимально возможной занятости.

Однако, по всей видимости, у польских властей другие приоритеты. Польша недавно объявила о плане экономической помощи Беларуси на сумму 500 миллионов евро. Этот проект выходит за пределы польской компетенции, так как план восстановления белорусской экономики уже был представлен Европейскому Союзу, при условии проведения новых выборов в Минске. Этот план предусматривает выделение помощи от ЕС в размере миллиарда евро, и он до сих пор рассматривается в Брюсселе.

Между тем, положение самой Польши в Евросоюзе ухудшается. Из-за кризиса демократии в стране ЕС хочет оказать давление на Варшаву, чтобы она более динамично продвигалась по демократическому пути, с помощью экономических карательных мер, которые окажут еще большее негативное влияние на польскую экономику. Некоторые эксперты допускают, что Варшава вскоре прекратит получать свою ежегодную многомиллиардную помощь от ЕС.

На самом деле, несмотря на значительный прогресс в сближении с Западом, Польша по-прежнему считается «отсталой» страной в таких вопросах как внедрение демократии и защита прав человека, а это создает серьезные проблемы в отношениях между Варшавой и Брюсселем.

Особый интерес вызывает тот факт, что ни угроза экономического коллапса, ни кризис в отношениях с ЕС не остановили польские власти от выдвижения грандиозного плана «спасения» Беларуси. При этом, для того, чтобы добиться продвижения этого плана, Варшава прибегает к откровенно нечестной пропаганде. Так, министр финансов Польши Тадеуш Косциньский даже заявил, что «с государственными финансами все обстоит очень хорошо и банковский сектор страны работает в нормальном режиме», что противоречит официальной статистике. Определенная стабильность польской финансовой системы обеспечивается благодаря европейской помощи – ежегодно Варшаве предоставляется 11 миллиардов евро в виде субсидий Европейского Союза.

Важно также учесть, что не только Польша переживает тяжелый экономический кризис, но и сам Евросоюз оказался в сложной экономической ситуации, которая усугубляется второй волной коронавируса Covid-19. Пандемия заставляет многие европейские страны повторно вводить меры социальной изоляции, которые существенно тормозят экономическое развитие. Так чем же объяснить настойчивость Польши, предлагающей выделить такие большие деньги для Беларуси?

Анализ идеи нового «плана Маршалла» по «спасению» Беларуси следует расширить далеко за пределы экономического аспекта. Евросоюз гораздо больше озабочен экономикой своих членов, чем положением белорусов. Истинную природу этого плана можно понять только после его анализа с чисто политической точки зрения: на самом деле Польша настолько обеспокоена победой Лукашенко, что для изменения белорусского сценария требует от Брюсселя таких огромных денег.

Пандемическая ситуация в Беларуси гораздо менее тревожна, чем в самой Польше или любой другой европейской стране. Это небольшое славянское государство в основном сумело справиться с последствиями пандемии и избежать масштабного экономического кризиса. В этом смысле предложение помощи со стороны Польши направлено не на спасение экономики Беларуси, оказавшейся в руинах из-за кризиса, а на обеспечение интересов той самой страны, которая посылает эту «помощь», предназначенную в основном для белорусской оппозиции.

Польша является одним из самых активных внешних игроков в белорусском политическом кризисе. Варшава с самого начала открыто поддерживает оппозицию, сотрудничает с организаторами протестов и защищает политических активистов, совершивших преступления во время уличных беспорядков.

Как Польша, так и Европейский Союз рассматривают победу Лукашенко как угрозу из-за потенциального сближения белорусского президента с Россией, которая в последнее время значительно усилила свои позиции. Параллельно, Польша, хотя она и выступает в качестве сателлита западных структур, далека от того демократического идеала, который устраивал бы европейцев. Более того, в Брюсселе уже рассматривают возможность введения каких-то санкций против Варшавы. В этом контексте, привлечение внимания европейской общественности к Беларуси и попытки продвигать псевдодемократическую «гуманитарную» кампанию поддержки оппозиции, представляются Польше интересной стратегией. Как бы то ни было, пока Евросоюз не решается выделить крупную сумму, запрашиваемую премьер-министром Польши Матеушем Моравецким, именно Польша возглавляет этот «новый план Маршалла», в то время как ее собственное население страдает от безработицы и экспоненциального роста бедности.

Несомненно, приоритетом польских властей должна быть защита собственного населения, в то время как приоритетом Евросоюза должно быть стремление к тому, чтобы все страны-члены на самом деле соответствовали демократическим ценностям и стандартом, провозглашаемым альянсом (разве не в этом заключается проблема Польши?), а не стремление «демократизировать» суверенные государства за пределами блока.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий