«Русские»: тема российского вмешательства в телесериалах

Вмешательство (реальное или предполагаемое) России в политические процессы западных демократий в последние годы стало очень актуальной темой общественных дебатов, особенно после выборов в 2016 г. Дональда Трампа, и Брексита.  Несмотря на туманный и неясный характер случаев, освещавшихся в СМИ, призрак российского вмешательства маячит в общественных дискуссиях, в том числе и Италии (например, в обсуждениях российской помощи Ломбардии во время первой волны пандемии). Да, важно понимать уязвимости демократических систем перед разными угрозами, но Россия тут подчас (а иногда и в первую очередь) это символ, а не реальная угроза. С другой стороны, само её присутствие в дискурсах Запада – уже само по себе признак далеко не нулевого влияния – иными словами, это проявление «мягкой силы» России, начиная от традиционных, вечных источников, таких как классическая музыка и литература, до того престижа, который она приобрела, напористо проводя свою дипломатическую и военную линию на мировой арене. Поэтому не случайно, что вмешательство России получило отражение и в сюжетах западных сериалов.

«Карточный домик», политический триллер, 3-4 сезон (2015-2018). Здесь мы видим Виктора Петрова, бывшего агента КГБ, который стал президентом России. В персонаже прослеживается множество аналогий с Владимиром Путиным, начиная с внешности актёра. Главная черта характера Владимира Петрова – это именно пресловутая напористость, снискавшая Путину восхищение и иронию части европейской общественности: от отсутствия гибкости в переговорах до сцен соблазнения первой леди, герой просто-таки воплощение стереотипных представлений о Путине и, по сути, доводит этот стереотип до крайности и почти пародии. Отталкиваясь от консерватизма российского общества, на что постоянно ссылается российская власть, сериал посвящает одну из сюжетных линий гомофобным законам, принятым против «пропаганды ЛГБТ» — показывается эпизод с арестом американского активиста, который потом кончает жизнь самоубийством в российской тюрьме.

Потом Петров признаётся главному герою, президенту США Фрэнку Андервуду, что лично он считает упомянутый закон варварским, но подписал его в поддержку своего народа, по его мнению, «консервативного и приверженного традиционным ценностям». Чтобы окончательно развеялись сомнения, кто является прототипом Петрова, есть камео с  Pussy Riot, а также фото Петрова с обнажённым торсом. В целом, сериал, который критикуют за упрощённое представление того, как делается международная политика, изображает Россию принципиально в карикатурном виде, отождествляя Россию с её президентом как чистого антагониста Соединённых Штатов. «Хотели – получите»? Похоже, представители российской «фабрики троллей» вдохновлялись «Карточным домиком»  для создания фейковых новостей.

Шпионский сериал «Родина», последние два сезона (2018-2020): здесь мы видим Евгения Громова, российского разведчика, которого с главной героиней, агентом ЦРУ Кэрри Мэтисон, связывают сложные запутанные отношения. По замыслу создателей сериала, тут должен быть отражён ряд событий и тем, от избрания Трампа, до одержимости фейковыми новостями. Появляется Громов, которому с помощью «фабрик троллей», организации общественных кампаний и манипуляции лидерами ультраправых, удаётся вызвать отставку президента США Элизабет Кин. Таким образом, в тут мы видим практически буквальное воплощение опасений по поводу вмешательства России с целью компрометации западных демократий.

Сериал «Американцы» (2013-2018) – более масштабное полотно; тут российские (точнее, советские) персонажи уже главные герои сюжета, созданного как историческое расследование периода 80-х годов, с начала президентства Рейгана до провозглашения гласности. Упомянутые в названии «американцы» это на самом деле два агента КГБ под прикрытием, молодая пара, которая кажется идеальным воплощением «американской мечты», живущая в пригороде Вашингтона, с двумя детьми, а также с соседом- агентом ФБР. Автор сценария — бывший агент ЦРУ; через нескольких героев нам открывается ряд окон в российский и советский мир: мы видим советское посольство в Вашингтоне, эпизоды повседневной жизни в Москве, а также детских воспоминаний Филиппа (Миши) и Елизаветы (Надежды).

Тут советское вмешательство является главной темой сюжета, но по сравнению с двумя предыдущими сериалами показано всё намного тоньше и менее ориентировано на США. «Русские» — не просто антагонисты или злодеи; поскольку они главные герои фильма, всё показывается с их точки зрения, что делает картину более многогранной и тонкой. Фактически, показывая персонажей, занимающихся шпионажем, манипулированием, убийствами и соблазнениями по приказу Кремля, а параллельно ведущими повседневную семейную жизнь и воспитывая (на самом деле уже американских) детей, сериал отходит от стереотипов, обращая внимание на то, как всё это травмирует личность и чего стоит жить под прикрытием.

Если «Американцы», используя в качестве фона обстановку холодной войны, демонстрируют, что можно выходить за рамки стереотипов в представлении России и русских  в сериалах  для широкой публики,  то «Карточный домик» и «Родина» останутся ярким свидетельством того, как воспринималась «российская угроза» в США в годы президентства Трампа.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий