В последнее время глобальная арктическая политика обретает все более четкие очертания. Страны, окружающие сокращающуюся массу арктических льдов, видят в освоении ресурсов Северного Ледовитого океана огромные стратегические и экономические возможности. Определенную роль здесь, разумеется, играют и факторы безопасности. Большая часть полярного круга приходится на Россию, которая использует Арктику в том числе и для испытания баллистических ракет. Логистическая сеть, создаваемая на Крайнем Севере, в значительной степени связана с вопросами безопасности.
На протяжении нынешнего года Москва не раз демонстрировала свою ракетную мощь, используя Арктику в качестве стрельбища. Так, в прошлую субботу российская атомная подводная лодка успешно провела пробные пуски четырех межконтинентальных баллистических ракет, продемонстрировав свою высокую боеготовность на фоне напряженности в отношениях с Соединенными Штатами во время президентских выборов.
Российское Министерство обороны сообщило, что подводная лодка «Владимир Мономах», принадлежащая к Тихоокеанскому флоту, выпустила одну за другой четыре ракеты «Булава» с подводной позиции в Охотском море. Их макетные боеголовки поразили намеченные цели на полигоне «Чижа» в Архангельской области, то есть на дистанции более 5500 километров от точки пуска.
В ноябре Россия, согласно сообщениям СМИ, также успешно провела испытания своей гиперзвуковой ракеты «Циркон» в Арктике. Министерство обороны сообщило, что фрегат «Адмирал Горшков» совершил пуск крылатой ракеты с позиции в Белом море, после чего она развила скорость свыше 8 Маха и поразила морскую цель в Баренцевом море на расстоянии около 450 километров. В начале января нынешнего года тот же фрегат в первый раз произвел испытательный пуск «Циркона», поразив наземную цель с дистанции более 500 километров.
Очевидно, что столь активное использование Москвой Арктики для испытаний своих ракетных комплексов поднимает вопросы безопасности и свободы навигации в регионе. Испытания и другие учебные операции по обеспечению безопасности в разных точках арктического побережья означают, что логистическая сеть, формирующаяся на Крайнем Севере России, привлекает все больше внимания.
Разумеется, вопросы логистики и изменения климата в Арктике сейчас идут рука об руку. Новые логистические возможности Крайнего Севера обусловлены растущей продолжительностью навигационного периода. Эксперты прогнозируют, что значительная часть ледяного покрова Северного Ледовитого океана скоро растает, что облегчит добычу природных ресурсов со дна и снизит глобальные транспортные издержки. Арктический маршрут с большой вероятностью станет ключевым, уподобившись Суэцкому каналу. В геополитическом отношении будущее Арктики может оказать влияние даже на интересы стран Персидского залива.
Руководствуясь соображениями безопасности и экономики, многие страны мира спешат заявить о своих притязаниях на природные ресурсы Арктики, в которой, по различным оценкам, находится до 16 процентов неразведанных запасов нефти и 35 процентов неразведанных запасов природного газа. Кроме того, имеются новые рыбные промыслы и скрытые залежи минералов. Грузовые перевозки по Северному морскому пути, одному из двух коротких маршрутов через верхнюю часть планеты в летний период, находятся на подъеме.
Принимая во внимание, что ее инвестиции в северную инфраструктуру составляют десятки миллионов долларов, Россия, безусловно, является доминирующим игроком в Арктическом регионе. Она хочет, чтобы Северный морской путь находился под ее наблюдением и управлением. Это является вызовом для следующей администрации Соединенных Штатов, а также для Европы и Канады.
Россия отдает себе отчет в том, что круглогодичная навигация в Арктике открывает колоссальные возможности для морской торговли, но она также может спровоцировать борьбу за эти маршруты. Это дает России, имеющей самую протяженную морскую арктическую границу, преимущество в обеспечении навигации и получении доходов от платы за проход и таможенных сборов по мере того, как Арктика будет становиться все более пригодной для судоходства. Россия активно наращивает свое военное присутствие на Крайнем Севере в ключевых городах у побережья Белого моря и далее вдоль всей границы, чтобы поддерживать свою способность быстро развернуть военную силу в любой точке Арктики, в том числе вдоль морских путей.
Впрочем, Китай также нельзя исключать из уравнения, как в отношении использования арктического маршрута для навигации, так и с точки зрения влияния на обстановку в сфере безопасности, что в определенной степени может являться вызовом для Москвы. Поэтому когда Россия запускает свои ракеты, это является в том числе посланием Китаю, поскольку Пекин хочет получить долю в любых новых возможностях Арктики. Согласно китайским теориям, Арктика принадлежит всем народам мира, поскольку ни одна страна не имеет суверенитета над ней.
Впрочем, исследования показывают, что 88-95 процентов природных ресурсов Арктики приходятся на одну из пяти исключительных экономических зон (ИЭЗ) прибрежных государств Северного Ледовитого океана. Едва ли Китай станет оспаривать положение Конвенции ООН по морскому праву, которая устанавливает эти ИЭЗ. Этот факт, наряду с отсутствием у китайских компаний практического опыта работы в условиях Крайнего Севера, говорит о том, что Китай скорее будет сотрудничать с арктическими странами в добыче ресурсов, чем пытаться действовать в одиночку. Но, как известно, китайцы быстро учатся, и, если принять во внимание морские амбиции страны, есть основания предполагать, что в будущем Пекин получит более широкий доступ к арктическим ресурсам.
Вся вышеупомянутая деятельность России и других стран, вкупе с изменениями климата, создает геополитические и геоэкономические проблемы. Большая часть из них не новы, но они заметно «разогреваются» в последние годы.