Военное сотрудничество Китая и России в Азиатско-Тихоокеанском регионе укрепляется под давлением внешних сил

Совместное воздушное стратегическое патрулирование, которое ВВС России и Китая провели 22 декабря над Японским и Восточно-Китайским морями, – громкое геополитическое заявление для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Китайские эксперты намекнули, что в будущем подобные мероприятия могут стать «регулярными».

На прошлой неделе Министерства обороны Китая и России сделали по этому поводу совместное заявление. Китай направил четыре бомбардировщика Н-6К, способных нести ядерное оружие, «для создания объединенного боевого порядка» с двумя знаменитыми российскими бомбардировщиками Ту-95 (по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») для проведения совместного патрулирования в рамках «ежегодного плана военного сотрудничества» между двумя странами.

В заявлении говорится, что целью патрулирования является «дальнейшее развитие всеобъемлющего китайско-российского стратегического партнерства в новую эпоху, а также повышения уровня стратегической координации вооруженных сил обеих стран и их совместной боеспособности для защиты глобальной стратегической стабильности».

Примечательно, что всего полтора месяца назад два стратегических бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС ВКС России совершили плановый 8-часовой полет над нейтральными водами Японского моря и северной части Тихого океана. Российское Министерство обороны сообщило, что «на некоторых участках маршрута стратегические бомбардировщики сопровождались истребителями Су-35С».

Разумеется, с точки зрения национальной обороны России совместное патрулирование с Китаем не являлось абсолютной необходимостью. Однако заключенное в этой акции послание имело серьезное значение. Все дело в региональной обстановке, для которой в последнее время характерна активизация США и их партнеров.

Так, 19 декабря ракетный эсминец ВМС США Mustin прошел через Тайваньский пролив, а 20 декабря Тайвань провел учения с боевыми стрельбами на островах Пратас примерно в 300 километрах от материкового Китая и планировал провести еще одну подобную учебную операцию в ближайшие дни. Острова Пратас расположены недалеко от ворот в Южно-Китайское море и являются маршрутным ориентиром для нефтяных танкеров и иных китайских судов по пути в Тихий океан.

Недавно Тайвань спустил на воду свой первый ракетный корвет, который тайваньская пресса назвала «убийцей авианосцев», в то время как первый китайский авианосец «Шаньдун» завершил свои третьи морские испытания в Бохайском море.

Кроме того, в декабре десантная группа ВМС США, состоящая из кораблей «Makin Island» и «Somerset» (LPD 25), патрулировала Южно-Китайское море и проводила «импровизированные» учения с боевой стрельбой. Государственная китайская газета Global Times гневно отреагировала на действия группы, заявив, что они «могут нанести ущерб региональной стабильности», и прокомментировала, что «Китай должен быть готов противостоять США в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе, независимо от того, кто будет сидеть в Белом доме».

Япония в последнее время также «встряхнулась», пригласив западные страны направить свои военные подразделения на Дальний Восток, чтобы послать сигнал о том, что все они едины в стремлении к свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону. В декабре военно-морские силы США, Франции и Японии провели комплексные учения в Филиппинском море, в которых основное внимание уделялось противолодочным операциям. Еще одни совместные маневры на одном из удаленных островов, принадлежащих Японии, запланированы на май. Британия планирует в начале 2021 года направить свою авианосную группу для проведения совместных учений с ВМС США и японскими военно-морскими силами самообороны JMSDF.

Неделю назад министр обороны Японии Нобуро Киши  провел переговоры со своей германской коллегой Аннегрет Крамп-Карренбауэр, в ходе которых он «выразил надежду, что немецкий корабль присоединится к совместным учениям JMSDF в 2021 году и «предположил, что если немецкий военный корабль пересечет Южно-Китайское море, это будет способствовать успеху международных усилий по обеспечению свободы навигации в водах, на которые заявляет претензии Пекин».

На фоне всех этих событий военно-морские ведомства США  опубликовали новую комплексную морскую стратегию, предусматривающую «более напористый подход, нацеленный на победу в повседневной конкуренции с Китаем в рамках усилий по подержанию порядка, основанного на правилах и сдерживании конкурентов от вооруженной агрессии». Кроме того, министр Военно-морских сил США призвал к восстановлению 1-го флота, крупного формирования ВМС, «на стыке между Индийским и Тихим океанами».

Существует немало гипотез о том, какую политику администрация Байдена будет проводить в Индо-Тихоокеанском регионе. До сих пор он не упоминал Четырехсторонний диалог по безопасности (Quad), реализуемый США, Японией, Индией и Австралией, но использует характерную фразу «Индо-Тихоокеанский регион». Однако, вместо того, чтобы говорить о «свободном и открытом» регионе, как это делает Трамп, Байден использует термин «безопасный и процветающий».

Можно не сомневаться, что учитывая высокие ставки, Китай и Россия не станут рисковать. Их совместное воздушное патрулирование на прошлой неделе отражает общую озабоченность по поводу региональной стратегической стабильности. Обе страны отмечают растущую активность внешних сил, провоцирующих трения, потенциально угрожающие региональному миру. Между тем, США развертывают противоракетные системы и продолжают говорить о создании в Азии военного альянса по типу НАТО.

Итак, совместное патрулирование призвано сигнализировать о том, что Китай и Россия являются «стержнями мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Евразии. У них нет намерений бросать вызов региональному порядку, но в то же время они вынуждены реагировать на внешние факторы, угрожающие региональной безопасности», как выразился видный ученый из Института российских, восточно-европейских и центральноазиатских исследований при Китайской Академии общественных наук Ян Цзинь.

В редакционной статье, опубликованной в ежедневнике Коммунистической партии Китая Global Times, отмечается, что «Китай и Россия не намерены создавать официальный военный альянс, поскольку он не способен решить проблем, стоящих перед ними», но давление со стороны США и их союзников «создало важный внешний импульс» для укрепления всеобъемлющего стратегического сотрудничества, включая военное сотрудничество».

Безусловно, треугольник США-Россия-Китай трансформируется в связи с приходом к власти Байдена, если Вашингтон будет считать Москву самой большой угрозой для своей национальной безопасности. Неудивительно, что Пекин посылает сигнал о том, что стратегическое партнерство с Москвой должно оставаться прочным и продолжать укрепляться, чтобы устоять перед растущим давлением со стороны США, даже если Байден решит ослабить напряженность в отношениях с Китаем.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий