США и Россия должны договориться о новой «перезагрузке»

Во внешней политике Джо Байдена имеется один опасный элемент, который обусловлен его глубокой личной неприязнью к российскому президенту Владимиру Путину. Во время своей предвыборной кампании Байден даже назвал Путина головорезом. Поступать подобным образом не очень разумно, если вы намерены иметь с кем-то дело.

Несмотря на все пацифистские устремления и миролюбивые инстинкты Байдена его жесткая позиция в отношении Путина, похоже, сбивает его с толку и заставляет действовать иррационально, когда речь заходит об американо-российских отношениях.

Будучи вице-президентом, он являлся ключевой фигурой, представляющей администрацию Барака Обамы на Украине. Таким образом, именно Байден руководил созданием ложного нарратива о событиях, которые привели к свержению тогдашнего президента Виктора Януковича. Это ускорило реакцию Путина — захват Крыма и ввод российских военнослужащих на юго-восток страны с целью оказания помощи местным ополченцам, которые сражались за автономию двух русскоговорящих областей.

В 2014 году Байден, его помощники и представители ЕС утверждали, что когда вспыхнуло восстание против пророссийских пристрастий и действий Януковича, именно правительственные силы применили насилие в отношении проевропейски  настроенных демонстрантов, собравшихся в центре города на Майдане независимости. На самом деле, как теперь нам известно, убийства совершила не полиция Януковича, а ультраправые боевики, чье происхождение восходит к временам Гитлера. Существуют неопровержимые доказательства, что стрельба и убийства были их делом.

Майкл Макфолл, посол США в Росси при президенте Обаме, опубликовал в журнале Washington Monthly обширный анализ запутанной ситуации на Украине с участием НАТО. Он утверждает, что российские протесты против западной политики, особенно на Украине, а также против расширения НАТО на восток, лишены оснований. Он презрительно высмеивает предположения некоторых критиков, утверждающих, что именно расширение НАТО к самым границам России «спровоцировали Москву на захват Крыма».

Другой ключевой аргумент Макфолла заключается в том, что знаменитая «перезагрузка» 2009 года, предложенная Обамой, когда Дмитрий Медведев принял пост президента от Путина, попытка вернуть российско-американские отношения в нормальное русло, показала, что русские в то время не были так уж обеспокоены расширением НАТО. Но это вполне объяснимо. Дело в том, что первая экспансия была географически ограниченной, происходила далеко от западных границ Украины, а кроме того это происходило за несколько лет до украинского кризиса.

Любой, кто знаком с историей Украины, знает, что она находилась в составе России на протяжении четырехсот лет. И хотя в конце холодной войны она обрела независимость, огромная страна с 45-миллионным населением не могла просто так уйти из орбиты российского влияния, не нарушив при этом геополитического равновесия.

Авторитетный исследователь и эксперт по России Гондон Хан утверждал в своей статье, опубликованной в октябре 2020 года: «Макфолл игнорирует две проблемы. Во-первых, он вносит серьезную путаницу в цепочку причинно-следственных связей, сообщая, что Москва заявляла, будто расширение НАТО было непосредственной причиной аннексии Крыма и его воссоединения с Россией». Это в корне неверно. Кроме того, имелись другие причины для российского недовольства, о которых Макфолл избегает упоминать:

— Отказ Запада от предложения Медведева о переговорах относительно новой архитектуры европейской безопасности;

— Восточноевропейское партнерство Евросоюза, которое изолировало Россию. Украине было представлено ложное условие, согласно которому экономическая ассоциация с ЕС несовместима с аналогичной торговой сделкой между Украиной и ее партнерами по Евразийскому экономическому союзу. На самом деле, они не были взаимоисключающими;

— Нарушение положений Хельсинкского акта, запрещающих вмешательство во внутренние дела стран-участниц, которое имело место, когда помощник госсекретаря Виктория Нуланд и посол США на Украине Джеффри Пайетт появились на Майдане, раздавая деликатесные сладости и призывая демонстрантов продолжать борьбу. У ЦРУ, должно быть, имеется информация о вооруженных формированиях фашистского толка, скрывавшихся на заднем плане, но Нуланд вела демонстрантов, как ягнят на бойню. В сложившихся обстоятельствах ей следовало бы призвать их разойтись по домам. Вообразите только, какой шум поднялся бы в западных СМИ, если бы российский коллега Нуланд появился среди демонстрантов, собирающихся захватить Капитолий за две недели до инаугурации;

— Нарушение украинской оппозицией договоренностей от 20 февраля 2014 года между президентом Виктором Януковичем, умеренными представителями движения Майдана и послами Франции, Германии, Польши и России. Это соглашение позволяло Януковичу оставаться у власти до следующих выборов, которые должны были состояться через несколько месяцев. Когда почти сразу после этого экстремисты ворвались в дом Януковича, западные страны необъяснимым образом забыли о соглашении, а вместе с ним и о шансах на мирный переход власти;

— Продолжающиеся усилия  Вашингтона и Брюсселя по подготовке Украины к вступлению в НАТО.

Как указывает Хан, Макфолл коренным образом искажает ход событий: «Никто никогда не утверждал, что расширение НАТО являлось непосредственной причиной действий Путина в отношении Крыма». Правда заключается в том, что только после свержения законно избранного президента Украины Януковича Москва почувствовала, что у нее имеются веские основания считать, что «революция Евромайдана» приведет к членству Украины в НАТО.

Еще более существенным упущением в статье Макфолла было то, что он не упомянул о важном обстоятельстве: на своем апрельском саммите в Бухаресте НАТО выпустило крайне провокационное заявление о том, что и Грузия, и Украина раньше или позже станут членами североатлантического альянса. Представитель администрации Байдена по внешней политике недавно вновь подтвердил эту цель.

Это заявление впервые было сделано президентом Джорджем Бушем-младшим, а затем четырежды повторялось в период правления Обамы на различных саммитах. Последний раз это было сделано в разгар украинского кризиса. Янукович с самого начала возражал против этого. Он хотел для своей страны, по его словам, «статуса  неприсоединившегося государства. Мы не хотим вступать в какой-либо военный блок».

Однако Янукович также заявлял, что он рад, что Украина сотрудничает с некоторыми программами в рамках НАТО, включающими использование украинской авиации и материальной базы для транспортировки грузов и военного персонала стран НАТО. Кроме того, он с одобрением отзывался об участии Украины в миротворческой деятельности в Косово. В то время НАТО даже проводило военные учения на территории страны.

Как перевернуть страницу и оставить все эти ошибки позади? Необходимо

— пересмотреть политику США, прекратив делать то, что делала администрация Дональда Трампа, которая направила на Украину летальные вооружения, предназначенные для усмирения повстанцев на юго-востоке страны;

— возродить дух соглашения, достигнутого между Россией, Францией и Германией;

— продолжать оказывать давление на нынешнее правительство Украины с целью проведения реформ;

— поощрять Украину к развитию тесных экономических связей с Европейским Союзом, но не вставать на ее пути, если она также захочет наладить сотрудничество с Евразийским экономическим союзом;

— прекратить политику шантажа и заигрывания по поводу вступления Украины в НАТО.

Согласно результатам социологических опросов, большинство украинского народа не хочет видеть свою страну в составе НАТО. Некоторые опросы свидетельствуют о том, что лишь 20 процентов приветствовали бы такое событие.

Кроме того, НАТО необходимо прекратить свою провокационную, теперь уже крупномасштабную экспансию. Цель альянса нуждается в пересмотре. В сущности, сейчас он представляет собой источник постоянной угрозы для России. Это создает неприемлемую ситуацию, характеризующуюся постоянным военным напряжением. Постепенно, при сменяющих друг друга президентах США, НАТО продвинуло свои границы далеко на восток, вероломно нарушив торжественные обещания не продвигаться ни на дюйм, данные советскому лидеру Михаилу Горбачеву, когда он соглашался на воссоединение Германии.

Соединенные Штаты в такой же степени виноваты в нынешнем плачевном состоянии американо-российских отношений, как и Кремль, утверждает Уильям Перри, министр обороны США при президенте Билле Клинтоне.  «Мы виноваты не меньше русских, по крайней мере, на первом этапе. Это началось, когда я занимал пост министра. Если посмотреть в целом на 20-летний период и составить общий список действий, можно обнаружить по меньшей мере столько же американских ошибок, сколько и российских».

С точки зрения Перри, главными причинами было расширение НАТО и решение направить возглавляемые США коалиционные силы в Боснию в 1996 году. «Это были первые шаги вниз по скользкому склону», – говорит он. До балканских событий, по словам бывшего министра, «отношения развивались хорошо. В том числе четыре раза прошли совместные военные учения России и НАТО».

В течение нескольких ближайших дней, согласно заявлениям Кремля и Белого дома, Россия и США подпишут документ, предусматривающий пролонгацию на пять лет исторического соглашения, договора о стратегических наступательных вооружениях СНВ-III, который позволил России и Америке сократить на 30 процентов свои ядерные арсеналы. После этого события будет открыт путь к дальнейшему сокращению стратегических ядерных вооружений. Кроме того, важно возобновить действие договоров о ядерном разоружении, которые отменил бывший президент США Дональд Трамп (Кому это пришло в голову, что Трамп – марионетка Путина?)

Подписание документа о пролонгации станет моментом торжества доброй воли. Настало время для обеих сторон договориться о новой «перезагрузке», которая, хочется надеяться, на этот раз будет более справедливой, более реалистичной и более прочной. А еще она должна положить конец использованию Украины в качестве разменной монеты.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий