Кремль обозначает новые правила игры в отношениях с Западом после Трампа

Что только что произошло  в Москве? Главный дипломат Европы Жозеп Боррель встречался с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Москве, и в ходе этой встречи  Россия объявила о высылке трёх дипломатов – представителей Германии, Польши и Швеции.

Борреля поносят сейчас за то, что считается провальной поездкой, когда ему не удалось пригрозить России новыми санкциями за арест Навального.

Боррель также предположил, что ЕС купит вакцину «Спутник V», которую всё чаще расценивают как успех – после публикации в журнале «Ланцет», хотя ранее, когда она проходила клинические испытания,  её критиковали.  В самом деле, ЕС в середине января уже запустил процедуру сертификации – очередная пиар-победа Кремля.

А в целом его выступление было посланием примирения и поиска золотой середины. Это привело к тому, что поездку сравнивают со встречей Невилла Чемберлена с Гитлером в преддверии Второй мировой войны.

А происходит вот что: сейчас, после ухода президента США Дональда Трампа, все обозначают свои позиции на после-трамповскую эпоху.  И Россия обозначила свою: она больше не потерпит никакого вмешательства в то, что считает своими внутренними делами (и с точки зрения дипломатии она считает своим внутренним делом и Белоруссию).

Ужесточение линии Кремля не может не привести к новым столкновениям.

«Хотя мы полностью уважаем суверенитет России … Европейский союз считает, что вопросы, связанные с верховенством закона, правами человека, гражданским обществом и политической свободой, являются центральными для нашего общего будущего», — сказал Боррелль. В ответ Лавров, пока Боррель говорил, выслал трех дипломатов.

Боррель ехал в Москву в надежде создать, по меньшей мере, прагматичный базис в отношениях ЕС и России на пост-трамповскую эпоху. Россия ответила, установив планку на ноль: никакого сотрудничества, никаких компромиссов, никакой терпимости к любой критике её внутренних дел – если ЕС чего-то хочет от России, он должен уступить.

Мир после Трампа

Новое начало – это возможность многое изменить. Трамп был не просто худшим президентом в истории США; реальная проблема в том, что он был совершенно некомпетентным и абсолютно непредсказуемым.

Дипломатии попросту не было. Всем оставалось подстраиваться, реагируя на причиняемый Трампом ущерб, когда он переходил от одной катастрофы к очередному погрому: торговые войны, отказ в визах,  отъём детей у иммигрантов, игнорирование пандемии, разрыв договоров и т.п. Последние 4 года для дипломатии — это ночной кошмар.

И эта непредсказуемость имела серьёзные экономические последствия. Прямые иностранные инвестиции в США во время правления Трампа привели к укреплению доллара, поскольку крупные компании стали уходить с более  дешёвых развивающихся  рынков и возвращать свои производства в США, опасаясь последствий устроенной Трампом торговой войны, которая могла уничтожить их инвестиции.

Как ожидается, сейчас всё будет меняться, и 1 млрд. долларов чистыми в день начнут утекать из США на другие рынки, как было раньше, что вызовет подъём развивающихся рынков и в то же время за несколько лет ослабит доллар, что для них тоже хорошо.

Байден в своей речи 2 февраля резюмировал последствия прекращения трамповского безумия: «Дипломатия возвращается».

Белорусский контекст

Выдворение европейских дипломатов должно рассматриваться в первую очередь в контексте массовых демонстраций в Белоруссии против назначившего себя президентом Александра Лукашенко.

Команда Навального пытается связать демонстрации в России с демонстрациями в Белоруссии, которые продолжаются уже шестой месяц. А параллели уже проводят, включая сравнение жены Навального, Юлии с лидером оппозиции Светланой Тихановской.

Кремль очевидно крайне заинтересован, чтобы прервать эту связь в самом начале, и, похоже, ему это удалось с некоторым успехом. Ответ полиции на несанкционированные демонстрации был жёстким – подавление было немедленным – но всё это делалось с прекрасным чувством границ допустимого насилия – достаточно жёстко, чтобы большое количество протестующих передумало выходить на улицы, но недостаточно жестоко, чтобы радикализовать население, как это было в Минске и ещё дважды ранее,на Украине.

Организаторы из команды Навального не призывали к протестам в эти выходные, так как было ясно, что народу придет недостаточно. Короче говоря, Навальному не удалось начать революцию.

Одной из причин целенаправленного унижения Боррелля было то, что ему  ясно дали понять: Кремль не потерпит никакой критики или санкций, связанных с Навальным или внутренней политикой, особенно с предстоящими в сентябре выборами в Думу.

Будут ли Запад и ЕС  вводить санкции из-за Навального?  По сравнению с Белоруссией и Украиной тут есть важные отличия.

Навальный – это не Тихановская и даже не Тимошенко. Рейтинг у него всего 4% — в отличие от Тихановской.

Россия не Белоруссия. Белоруссия это незначительная экономика на периферии  ЕС, в то время как Россия это крупный игрок на международной арене и крупный поставщик вооружений, энергоносителей и сырья для всего мира. Более того, это крупнейший потребительский рынок в Европе, и большинство ведущих европейских многонациональных корпораций уже сделали большие инвестиции в страну.

Одной из сильных сторон Навального был его высокий международный авторитет в качестве «лидера оппозиции», что позволило ему серьезно попортить нервы Кремлю, но его слабость – это отсутствие реальной народной поддержки среди российских избирателей.

Похоже, команда Навального просчиталась.

Отменяя протест в эти выходные, руководитель кампании Навального сказал, что они хотят закончить на высокой ноте и сосредоточатся на «международном давлении». Однако, не обладая широкой политической поддержкой внутри страны, Навальный, похоже,  рассчитывает на свой высокий международный авторитет. Команда Навального уже опубликовала список из 35 российских чиновников и бизнесменов, в отношении которых Запад должен ввести санкции. Но, когда  доходит до дела, выясняется, что ЕС не готов полностью отказаться от своих отношений с Россией из-за одного заключенного в тюрьму деятеля, который вообще-то не так уж популярен среди российского электората.

Россия отказывается от попыток понравиться

Кремль только что изложил свои долгосрочные принципы внешней политики в отношении Запада, и это значительно более жесткая линия. Москва недвусмысленно заявляет, что в новую эпоху «возвращения дипломатии» она полностью отказалась от своей исходной позиции — возможности установить сердечные отношения с Западом.

Западу придется действовать на условиях России.

Нельзя вести двойственную политику – сотрудничать по вооружениям, с одной стороны, и вводить санкции из-за таких вещей, как дело Навального, с другой.

Это полный отказ от того, как велись дела до сих пор. Москва сейчас говорит: «Делайте что хотите. Вы нас не заставите что-то менять».

Золотое правило, заметное, когда наблюдаешь за Россией: если Кремль стоит перед выбором между ущербом для своей международной репутации и достижением внутриполитической цели, он всегда выберет внутреннюю политику — в данном случае вывести Навального из игры перед выборами.

Лавров фактически сказал об этом вслух на совместной пресс-конференции, которую он провел с Борреллем в пятницу. «Отсутствие нормальных отношений между Россией и ЕС, [двумя] крупнейшими евразийскими игроками, не является здоровой ситуацией, никому не приносит пользы и является главной проблемой, которую необходимо решить».

Высылка дипломатов – это и послание Белому дому, и отказ от двойственной политики, на которую намекает Байден. В ходе своего первого телефонного разговора с Путиным, Байден говорил о контроле над вооружениями и о Навальном. Лавров очень чётко заявил, что Кремль о первом говорить будет, а о втором – нет.

И Россия доказывает свои слова делом. Быстрое принятие закона о продлении СНВ-III и ясный призыв Байдена к новым договорённостям с Россией о контроле над вооружениями – значительный отход от предыдущей политики разрыва всех договоров о безопасности, заключённых во время холодной войны – это сигнал о том, что на самом деле существует общая основа, на которой можно строить новые отношения.

Путин чувствует, что теперь он может позволить себе показать Западу язык. С огромной кучей денег, которые у России есть —  600 миллиардов долларов, с её углубляющимися связями с Китаем, ее дружескими отношениями с большинством стран G20, с прошедшей перевооружение армией, с успехами в применении мягкой силы в отношении многих стран с развивающимися рынками (которые развитые страны игнорировали) с вакциной Спутник V, Москва заявляет, что ей ничего не нужно от Запада и что, если Запад не пересмотрит свою позицию в отношении России, она и без него обойдётся. Сотрудничество возможно, но исключительно на равных.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий