Дружба Нетаньяху с Путиным выгодна Израилю, но у нее есть свои пределы

Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху гордится своими близкими отношениями с российским президентом Владимиром Путиным. Недавно у него была еще одна возможность продемонстрировать прочность этой дружбы.

19 февраля Сирия согласилась обменять израильтянку, задержанную спецслужбами после пересечения границы страны. Это освобождение было достигнуто после обстоятельных дискуссий между сторонами при посредничестве Москвы. В ответ Иерусалим согласился освободить двух пастухов, арестованных за нарушение границы Израиля, а также сократить срок заключения Нахалю аль-Макату из друзской деревни Мадждаль Шамс. Еще один элемент этой сделки был раскрыт лишь впоследствии: Израиль согласился приобрести неназванное количество доз российской вакцины «Спутник V», которые будут затем переданы в дар Сирии.

Нетаньяху сразу же поблагодарил своего российского друга за помощь в освобождении израильтянки. «Несколько дней назад молодая женщина, гражданка Израиля, непреднамеренно пересекла границу Сирии. Я дважды говорил с моим другом российским президентом Владимиром Путиным. Я попросил его оказать помощь в ее возвращении, и он сделал это. Я хотел бы поблагодарить его в очередной раз за то, что он принимает участие в усилиях по возвращению израильских граждан на родину», – заявил Нетаньяху.

В офисе премьер-министра подчеркнули, что Нетаньяху говорил с Путиным на эту тему дважды, и что Государство Израиль высоко ценит дружеские поступки российского президента.

В январе 2020 года Нетаньяху с гордостью заявлял о своей дружбе с Путиным по другому, но в целом похожему поводу. Ему удалось добиться освобождения израильской туристки Наамы Иссахар, задержанной и осужденной в Москве за перевозку наркотиков. Нетаньяху даже лично прибыл в Москву, чтобы приветствовать Иссахар сразу после ее освобождения и доставить девушку домой. Это произошло всего за два месяца до выборов, состоявшихся 2 марта 2020 года. Ни Нетаньяху, ни Путин не поднимали вопроса об условиях предполагаемой сделки. Лишь позже выяснилось, что в качестве жеста доброй воли Израиль согласился помочь России в некоторых юридических вопросах, касающихся недвижимости, принадлежащей русской церкви в Иерусалиме.

Эти отношения взаимопомощи между двумя странами имеют много граней, причем на нескольких различных фронтах и направлениях. В течение нескольких последних лет Израиль и Россия в определенной степени координируют свои действия в небе над Сирией, чтобы избежать недоразумений между военными. Иностранные издания заявляют о нескольких израильских авиаударах, нанесенных за последние недели по иранским объектам на территории Сирии. Иерусалим не взял на себя ответственность за эти атаки.

18 января российский министр иностранных дел Сергей Лавров коснулся в своем заявлении этих ударов, намекнув на то, что координация между двумя странами является не столь активной, как хотелось бы Москве. «Если Израиль на самом деле вынужден отвечать на угрозы своей безопасности, исходящие с сирийской территории, мы говорили нашим израильским коллегам много раз, «если вы видите угрозы, пожалуйста, предоставьте нам информацию», – отметил Лавров.

Обращаясь непосредственно к израильскому руководству, Лавров добавил, что Москва не хотела бы превращения Сирии в поле битвы между Израилем и Ираном. «Итак, наши дорогие израильские коллеги, если у вас есть факты, свидетельствующие, что ваша страна подвергается угрозам с сирийской территории, сообщите о них немедленно, и мы примем все необходимые меры для нейтрализации этой угрозы», – сказал он.

Иерусалим не ответил на эти комментарии публично, но тот факт, что после высказываний Лаврова воздушные атаки по иранским объектам продолжились, говорит о многом. Хотя Израиль высоко ценит двустороннюю координацию, направленную на обеспечение безопасности своих и российских боевых самолетов, он не намерен сворачивать кампанию против иранских военных объектов в Сирии. Явно имея в виду Ливан и Сирию, министр обороны Бенни Ганц заявил 8 февраля: «Мы без колебаний будем уничтожать все иранские укрепления вблизи наших границ». Израильские и российские приоритеты в Сирии не вполне расходятся. В то время как Москва хотела бы сохранить режим Башара Асада, Израиль прежде всего сосредоточен на противодействии иранскому военному присутствию там.

Россия также надеется сыграть роль в примирении между ФАТХом и ХАМАСом, а возможно даже в будущих переговорах между Израилем и сектором Газа, а также между Израилем и руководством Палестинской автономии на Западном берегу. Пример такого участия был зафиксирован 6 февраля, когда делегации ХАМАС и ФАТХ провели переговоры в Москве с иранским послом в России Каземом Джалали, чтобы обсудить внутрипалестинский раскол и предстоящие палестинские выборы. Заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов встретился с обеими делегациями отдельно, чтобы обменяться мнениями по тем же двум проблемам.

Иерусалим знает об участии России в этих усилиях. Очевидно, что, по крайней мере, на данный момент Москва имеет более глубокие и более теплые отношения с обеими палестинскими группировками, по сравнению с администрацией Байдена. Как и в случае с осью Москва-Асад, здесь тоже Иерусалим предпочитает не идти на публичную конфронтацию с Москвой из-за спонсирования взаимодействия Тегерана с ХАМАС и Палестинской автономией. Нетаньяху хорошо осознает, что у его дружбы с Путиным есть свои пределы.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий