Американский эсминец «Джон С.Макейн» , 2017 г.
Инцидент 12 февраля 1988 года начался с того, что крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» ВМС США совершили, как это называют США, «мирный проход» — проход транзитом через территориальные воды другого государства без проведения военных операций – вдоль берега Крыма.
Американские корабли вошли в советские территориальные воды в районе Севастополя – «Кэрон» примерно в 7 милях от берега, а «Йорктаун» в 10 милях – утром 12 февраля и направились на восток. В считанные минуты советский фрегат «Беззаветный» перехватил «Йорктаун», а фрегат СКР-6 – «Кэрон». Оба советских корабля, по размеру значительно уступающие американским, потребовали от американцев немедленно покинуть советские воды, иначе они «нанесут удар».
СКР-6 и «Кэрон»
Около 10 утра СКР-6 «врезался» в «Кэрон», ободрав краску на корпусе американского корабля. Через несколько минут «Беззаветный» сделал то же самое с «Йорктауном», причинив повреждения его корпусу и двум пусковым установкам для ракет «Гарпун», и потеряв при этом свой якорь.
Навал СКР «Беззаветный» на крейсер «Йорктаун»
Бок о бок с советскими кораблями, американские корабли продолжили движение, покинув советские воды около полудня без дальнейших столкновений.
Как правило, ранее дело ограничивалось сопровождением и последующим заявлением официального протеста советской стороны.
Однако столкновение 1988 года «было в некотором роде знаменательным событием», — говорит Джеймс Фогго, бывший командующий ВМС США в Европе, адмирал в отставке.
Слухи об этом инциденте действительно распространились по флоту, как вспоминает Джерри Хендрикс, капитан ВМС США в отставке. По его словам, несмотря на опасность, возникающую при физическом контакте между кораблями, был продемонстрирован высокий профессионализм.
«Мы смогли удержаться на своём курсе, несмотря на то, что Советы попытались вытеснить нас из своих вод», — говорит Хендрикс.
Инцидент 1988 года побудил США и Советский Союз заключить ряд соглашений относительно потенциально опасных столкновений на море.
По словам Хендрикса, в 1990-х и 2000-х годах риск повторения подобных столкновений для ВМС США был «почти отрицательным» из-за размера флота США и его кораблей, а также из-за перехода ВМС других стран к кораблям меньшего водоизмещения.
Однако в последние годы, когда ВМС России и Китая усилились, а напряжённость в отношениях с этими странами возросла, риск повторения подобных инцидентов увеличился.
«Напряжённость в Чёрном море сегодня на самом деле снова очень высока», — говорит профессор Лайл Гольдштейн из Военно-морского колледжа США.
По мнению Фогго, русские «на самом деле не изменились. Они не подчиняются международным организациям, институтам, стандартам и нормам».
В Южно-Китайском море Китай выдвигает широкие претензии, отвергаемые многими странами, а США часто проводят операции по обеспечению свободы судоходства.
Во время одной из таких операций эсминца ВМС США «Декейтер» в 2018 г. китайский военный корабль оказался в 45 ярдах от носа «Декейтера». Видеосъёмка ВМФ зафиксировала, как китайские моряки готовятся к столкновению.
По словам Хендрикса, повторение инцидента 1988 г. «в ближайшие годы весьма вероятно», учитывая инвестиции Китая в строительство эсминцев типа 055 водоизмещением 10 тыс. тонн – он и по размеру, и по водоизмещению они превосходят большинство кораблей ВМС США; такого же размера и патрульный корабль береговой охраны «Haixun» и, судя по всему, количество таких кораблей будет расти и в дальнейшем Сейчас они непрерывно беспокоят американские корабли и торговые суда.
Инцидент 1988 г. повлиял и на стратегическое мышление Китая. Как и все военные, китайские планировщики «пытаются создать гипотетические схемы основных сценариев операций, руководствуясь историческими примерами», говорит Гольдштейн. «Весьма интересно, что китайцы как бы выучили примеры советского военно-морского взаимодействия. Они готовятся».
По словам Гольдштейна, «непреднамеренная эскалация» после инцидентов на море «представляет собой огромную опасность», и такие инциденты создают серьёзные проблемы для ВМФ. Они станут проверкой морского мастерства экипажей. Именно недостаток опыта был назван в качестве одной из причин столкновений с человеческими жертвами с участием эсминцев ВМС США «Фицджеральд» и «Джон С.Маккейн» в 2017 году.
«Сегодня мы не тренируемся столько, сколько раньше, в плане учебных часов, чтобы обучить наших офицеров управлению кораблём». Экипажи ВМФ «не имеют такого большого опыта и, честно говоря, сейчас, спустя 20 лет, сами их командиры, самые опытные судоводители на корабле…не имеют такого же практического опыта, как их коллеги, с 1988-1989 гг. Даже близко не имеют».
Гольдштейн говорит, что его ученики, в том числе офицеры ВМФ с опытом работы в Тихом океане, считают, что «в целом китайцы очень профессиональные моряки».
ВМФ США также обеспокоен недостатком ремонтных мощностей, что создаёт проблемы для нормальной работы, которые могут усугубиться, если после инцидента с «навалом» или столкновением потребуется незапланированный ремонт.
Когда «Маккейн» и «Фицджеральд» после столкновения в 2017 г. вернулись в США, «на самом деле на их ремонт ушло больше времени, чем на строительство и ввод в эксплуатацию», — сказал Хендрикс.
Более долгосрочный риск для США может представлять то, что Россия и Китай будут копировать действия США ближе к их берегам. «Российские и китайские корабли начнут обращать всё это против нас, то есть они будут очень последовательно патрулировать наши территориальные воды…Если мы будем продолжать идти тем же курсом,.. мы можем выстрелить себе в ногу, потому что обнаружится, что Китай и Россия занимают очень агрессивную позицию», — считает Гольдштейн.
Появление российских военных кораблей у берегов США уже привлекает пристальное внимание. Китайские корабли этот регион не посещают, если не считать визита госпитального корабля в Южную Америку в 2018 г., однако официальные лица США опасаются, что Пекин готовит почву для такого присутствия.
В китайских государственных СМИ, хоть и отмечается важность стабильности, говорится, что Атлантический океан «имеет большое значение для будущего морской стратегии Китая» и содержится призыв к стратегии «прорыва американской морской блокады и расширению внешних морских границ Китая».
«Они говорят: «Американцы оказывают на нас давление на нашем заднем дворе, поэтому мы должны давить на них на их заднем дворе», — говорит Гольдштейн. – «Хотя я действительно считаю, что мы должны поддерживать нашу программу по обеспечению свободы судоходства, но её следует поддерживать на умеренном уровне».
«Инциденты, подобные столкновению 1988 года, произошли во время холодной войны из-за напряжённости в отношениях конкурирующих друг с другом США и СССР. Сегодня напряжённость также растёт, и с её ростом приходит разочарование, особенно из-за претензий Китая…и разочарование Китая в связи с тем, что США не отступят, а, по сути, из-за того, что мы продолжаем проводить свои стандартные операции в Южно-Китайском море», — считает Хендрикс.