Михаил Горбачев, последний президент СССР, в специальном интервью ТАСС по случаю своего девяностолетия послал пронзительный сигнал Кремлю, призвав его к укреплению Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности, а также к нормализации отношений с теми бывшими советскими республиками, которые «не в ладах» с Москвой.
Горбачев вспомнил, как он неоднократно заявлял в прошлом, что Советский Союз можно было сохранить, «если бы он был модернизирован и реформирован, а союзным республикам были предоставлены широкие права и реальный суверенитет». Он подчеркнул, что сегодня программа возрождения является «жизненно необходимой». На самом деле, еще никогда с момента зарождения независимой Российской Федерации евразийский ландшафт не выглядел столь мрачным и зловещим, как сейчас. Западная периферия России находится в состоянии крайне высокой турбулентности.
Украина так и не стабилизировалась после смены режима в 2014 году. Больше того, ситуация даже ухудшилась во многих аспектах – безудержная коррупция, продажность чиновников, недееспособная политическая система и жестокая бедность значительной части населения. Республика, которая была одной из самых процветающих в бывшем Советском Союзе, сейчас находится в состоянии глубокого упадка. Подстрекатели и организаторы цветной революции 2014 года из Соединенных Штатов и Европы не заинтересованы в формировании полноценного украинского государства. Для них важно только одно – Украина превратилась в американскую колонию, движимую враждебностью и ненавистью к России.
Необходимы откровенные и прозрачные переговоры между Вашингтоном и Москвой по поводу жизнеспособного сценария политического будущего Украины как нейтральной территории, где могут сосуществовать интересы России и Запада. Москва готова на первых порах удовлетвориться modus vivendi, то есть временным соглашением. Однако интересы Вашингтона лежат в прямо противоположном направлении, о чем говорит роль Киева в разжигании недавних беспорядков в соседней Беларуси.
Теперь, когда за дело берется президент Байден, ситуация может лишь ухудшиться. В понедельник на этой неделе Пентагон объявил о выделении 125-миллионного пакета военной помощи для финансирования поставок «оборонительного летального оружия, которое позволит Украине более эффективно защищаться от российской агрессии», в дополнение к 150 миллионам, выделенным Конгрессом в текущем бюджете и до сих пор не использованным. За период с 2014 года по сегодняшний день Соединенные Штаты предоставили Украине военную помощь в размере 2 миллиардов долларов для поддержки «евроатлантических устремлений» этой страны. Очевидно, что нейтральная Украина на восточной периферии Евразии никак не соответствует геополитическим планам США.
История Грузии, где впервые был успешно реализован американский проект смены режима в постсоветский период, оказалась еще более трагичной. Россия готова была сотрудничать с Соединенными Штатами в целях демократической передачи власти. Но американские планы были четко ориентированы на установление в Тбилиси радикально антироссийского правительства, для чего был привлечен импульсивный и харизматичный Михаил Саакашвили, получивший в Америке юридическое образование, вместе со своей американской женой.
Здесь, как и в случае с Донбассом и Крымом на Украине, резко обострился вопрос о «территориальном суверенитете», когда Вашингтон подтолкнул Саакашвили организовать нападение на российских миротворцев в Южной Осетии в 2008 году. В конечном итоге это привело к тому, что Грузия потеряла два отколовшихся региона. За тридцать лет независимости эта страна так и не смогла окончательно утвердиться в качестве демократического государства.
Даже по мнению экспертов американских аналитических центров, она неумолимо сползает вниз в рейтингах уровня развития демократии. Кроме того, в Грузии произошел любопытный исторический поворот, когда на свободных и честных парламентских выборах в октябре прошлого года победила партия «Грузинская мечта» во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили (его состояние оценивается Forbes в 5 миллиардов долларов).
Вашингтон подозревает, что Иванишвили, который сколотил свой гигантский капитал (в металлургии, недвижимости и банковском деле) в России, будучи в тот период российским гражданином, может иметь некоторые обязательства перед Москвой. Именно поэтому началась кампания по распространению слухов о российских корнях его бизнес-империи, которая превратилась в снежный ком протестов с требованием досрочных выборов, несмотря на настойчивые заверения Иванишвили о том, что его верность своей стране не подлежит сомнению.
Вашингтон обдумывает возможные варианты дальнейших действий в Грузии, в то время как грузинскую политику охватили беспорядки и неопределенность. Ожидается, что администрация Байдена будет поощрять дальнейшую интеграцию Грузии в НАТО. Новый госсекретарь США Энтони Блинкен выразил поддержку идеи сохранения открытой двери в НАТО для Грузии. Дело в том, что в регионе формируется новый баланс сил, и Грузия находится на стратегически важном перекрестке кавказского региона между Россией и Турцией, Каспием и Черным морем.
В то время как Украина и Беларусь исторически являются буферными зонами России, в Грузии Запад особенно заинтересован, поскольку она жизненно важна для безопасности на Южном Кавказе и может ограничить влияние России, помимо того, что через грузинскую территорию осуществляется транспортировка нефти и газа из Каспия и Центральной Азии на мировые рынки.
Суть проблемы заключается в том, что и Украина, и Грузия неразрывно связаны с российским рынком. В то время как Украина зависит от российских энергоносителей и на протяжении многих десятилетий являлась неотъемлемой частью советской производственной структуры, Грузия давно полагается на Россию как на основной рынок сбыта своей сельскохозяйственной продукции, а также знаменитых вин и минеральных вод.
Очевидные геоэкономические соображения могли бы стать наилучшим рецептом для возрождения экономики Украины и Грузии, а также укрепления их демократических основ. Однако Вашингтон отдает приоритет своим геополитическим планам.
Естественно, что когда начались беспорядки в Беларуси, Москву уже не было необходимости убеждать в том, что Соединенные Штаты пытаются включить еще одну страну, соседствующую с Россией на западе, в свою сферу влияния. Кремль мудро решил не вмешиваться, а вместо этого создать для президента Александра Лукашенко пространство для маневра, которое поможет ему пережить бурю.
В отличие от Грузии и Украины, Беларусь имеет функционирующую экономику, а безработица там практически отсутствует, в то время как сохранившаяся система социального обеспечения создает приемлемые условия для основной массы населения. Таким образом, «цветная революция», спровоцированная ЦРУ через социальные сети, смогла сплотить лишь часть белорусского народа. Лукашенко прибегнул к комбинации «мягкой» и «жесткой» силы, тем самым переиграв западные страны.
Растущая конфронтация России с США и Европой обусловила особый статус Беларуси в расчетах Кремля в сфере безопасности. Выбор времени для «дела Навального» насторожил Москву, предупредив ее, что план игры состоит в том, чтобы завлечь ее в трясину. Кремль вовремя отреагировал, удвоив усилия, чтобы не допустить свержение Лукашенко и заглушить «дело Навального».
Успешно выдержав многомесячную осаду Запада, Лукашенко 22 февраля отправился в Сочи и провел шестичасовую встречу с президентом Владимиром Путиным, чтобы обсудить модель интеграции с Россией при условии сохранения суверенитета Беларуси. Путин и Лукашенко совместно заявили, что инструменты сотрудничества между Москвой и Минском работают эффективно.
Напуганные перспективой дальнейшей российско-белорусской интеграции, Соединенные Штаты планируют контратаку, вновь разжигая протесты в Минске. Массовые акции планируется возобновить 25 марта, и на этот раз цель будет заключаться в том, чтобы подстегнуть ксенофобию, тем самым создав почву для антироссийских настроений в белорусском обществе.
Достаточно сказать, что высказывания Горбачева основаны на исходном предположении, что Украина и Грузия свободны в своих отношениях с Россией, в то время как на самом деле обе страны являются западными колониями, и Вашингтон никогда не позволит им проводить независимую политику по отношению к Москве.
В своем решительном выступлении 24 февраля перед руководством ФСБ Путин открыто выразил негодование по поводу «последовательной и в высшей степени агрессивной политики, направленной на сдерживание развития страны и создание проблем по внешнему периметру, провоцирование внутренней нестабильности в самой России, подрыв ценностей, объединяющих наше общество, и, в конечном итоге, на ослабление России. По его словам, речь идет о том, чтобы заставить Москву смириться с внешним управлением, как это происходит в некоторых постсоветских государствах».
Путин считает, что конфронтация Соединенных Штатов с Россией при Байдене обострится. Проще говоря, будущее отношений России с бывшими советскими республиками на западной периферии во многом зависит от выбора Америки. А этот выбор, к сожалению, диктуется стремлением создать в этом регионе кровоточащие раны, чтобы ослабить Россию.