Восток на подъёме — раскол в мире растёт

Напряжённость в Индо-Тихоокеанском регионе стремительно растёт. QUAD (Четырёхсторонний диалог по безопасности, состоящий из США. Индии, Японии и Австралии) становится привычным словом. Это продолжение глобального раскола, который влияет и на Ближний Восток. На прошлой неделе этот раскол ещё больше усилили конфронтационные заявления российского президента Владимира Путина, президента Турции Реджепа Таипа Эрдогана и ряда высокопоставленных китайских чиновников во время переговоров с США на Аляске.

Как изменилась американская доктрина – вот на что в первую очередь надо обратить внимание, чтобы понять, почему Восток добивается такого поразительного прогресса, продвигаясь на запад и вглубь южного полушария, включая Латинскую Америку. Процесс не новый, но из-за пандемии он ускоряется.

Новое Временное стратегическое руководство по национальной безопасности президента США Джо Байдена, видимо, уменьшает относительное стратегическое значение Ближнего Востока. Она идёт дальше, чем Стратегия национальной безопасности 2017 г., которая переориентировала фокус американской обороны на  главных стратегических конкурентов, Китай и Россию, после двух десятилетий попыток противодействовать вооружённому экстремизму на Ближнем Востоке. Временное руководство Байдена гласит: «Наши жизненные национальные интересы диктуют максимальное углубление связей с Индо-Тихоокеанским регионом, Европой и западным полушарием».  Индия, Новая Зеландия, страны АСЕАН, островные государства Тихого океана, Великобритания и ЕС – все они в списке приоритетов опережают Ближний  Восток.

Команда Байдена отмечает важность «международного порядка, основанного на правилах» для разработки вариантов политики. После администрации Трампа провозглашение этих  ценностей заставляет выглядеть команду Байдена слабой в глазах оппонентов Вашингтона. Подобные шаги предполагают   укрепление связей и с Москвой, и с Пекином, особенно с первой, учитывая её сегодняшнюю доминирующую роль на Ближнем Востоке и в Северной Африке, по результатам визита Сергея Лаврова в страны Залива в этом месяце.

С момента прихода администрации Байдена ускоряются события, создающие новую геополитическую обстановку, в которой такие ключевые страны, как Россия, Китай и Иран всё дальше отдаляются от Запада, демонстрируя слабость Америки. Такое поведение не ново. Предпосылки раскола заметны в дискуссиях  относительно доступа к межбанковской системе SWIFT и возросшей  активности по введению санкций против этих государств.

В случае с Ираном, ситуация обратная, что является проблемой для сторонников «вечных войн», которые не в состоянии видеть картину в целом. Расширение логистических сетей, в сочетании с требованиями восстановления экономики после пандемии, ускоряет раскол.  Другими словами, экономический центр планеты сейчас сместился ближе к Пекину, чем к Лондону.  Иран выиграет от такого сдвига, а также от желания Запада со временем снять санкции.

Глобальный раскол, несомненно, лежит в основе сегодняшнего важнейшего геополитического кризиса. Есть череда стран, которые сейчас связывает общее желание действовать против администрации Байдена. Это явление раскалывает мир пополам, с желанием использовать бизнес как политическую позицию, выражаемую в отстаивании  суверенитета и связанных с этим прав в пост-ковидном международном порядке.

То, чем мы являемся свидетелями – это новая политическая атмосфера, сильно отличающаяся от той, что сложилась во время холодной войны, и которую, вероятно, станет ещё более худшей из-за ухудшения российско-американских отношений и отношения США к Северной Корее и Ирану, а также из-за внутренней ситуации в Америке, которая заставляет топ-менеджеров видных зарубежных хедж-фондов задавать себе вопросы о том, каковы риски для инвестиций в США.  Идут интеллектуальные игры, когда Россия  расширяется от Арктики до Антарктиды и присутствует во многих местах между ними, как для картинки для публики, так и на самом деле.

Раскол на Восток и Запад связан с тем, что Россия и Китай создают сферы влияния, противостоящие Западу, подчёркивая свою устойчивость и надёжность по сравнению с «раздираемым противоречиями, расколотым Западом, пронизанным расизмом». Другие страны видят  в Москве и Пекине полезных партнёров и посредников в улаживании многих существующих сейчас конфликтов и других стратегических проблем, особенно накануне визита С.Лаврова в Китай, предстоящего на этой неделе. Российско-китайские отношения усиливаются, и государства Ближнего Востока развивают тесные связи с обоими. Формулировки, прозвучавшие за последние несколько дней, свидетельствуют о малом желании решать всё на уровне  тет-а-тет, и это будет оказывать прямое влияние на конфликты и споры на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Для усиливающегося Востока глобальный раскол со временем становится всё более явным. По мере того, как геополитика усиливает это разделение, необходимо будет заново оценивать, как это влияет на международные отношения, избегая при этом стереотипов  о том, что такое «благо», а что «зло». Но, опять же,  это реальная политика, вызванная вирусом.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий